В церковном календаре Крещение Господне занимает особое место среди главнейших, не переходящих праздников. Он был установлен в память крещения Иисуса Христа в реке Иордан. По-другому праздник называют еще Богоявлением за то, что во время совершения таинства крещения Спасителя явилась Святая Троица. На Иисуса Христа снизошли Святой Дух в образе белого голубя и небесный глас Отца, который провозгласил его Сыном Божьим.
Богоявление издревле было в числе великих двунадесятых праздников. В Православной церкви он празднуется с равным величием, как и праздник Рождества Христова. Главная особенность крещенского богослужения – освящение воды. Издавна было принято освящать воду в любом местном водоеме. После этого люди набирали из проруби святую воду. Освященную воду можно было взять и в храме в день самого праздника или в последующие дни.
В наше время Крещение превратилось почти в светский праздник, в народную традицию купаться в проруби. Для кого-то, особенно для молодежи, даже в некое спортивное состязание, в способ испытать себя, показать свою удаль, бесстрашие. Хотя по-прежнему церковнослужители совершают обряд освящения воды, народ очень активно берет ее в храмах. Да и купание в проруби, согласитесь, не несет в нашу жизнь ничего плохого. Считается, что купаясь в крещенской воде мы очищаемся от грехов, укрепляем свое здоровье. Ну и пусть будет так, особенно в нынешние времена, когда пожелание здоровья друг другу далеко перестало быть простой формальностью.
В этом году места для Крещенских купаний в нашем районе были оборудованы – по данным МЧС – в 9 местах. Помнится, еще с десяток лет назад в Сысерти купались в Крещение в проруби на Сысертском пруду на лодочной станции – скажем так, напротив храма. Была просто прорубь и лестница. Ни освещения: приезжающие на машинах просто направляли свет фар на место спуска в прорубь. Ни места для раздевания и переодевания: родственники стояли рядом, держали в руках кто полотенце, кто валенки, кто шубу для купающегося. А далее – бегом в машину.
Теперь все по-другому. В Сысерти в этом году место для купания было оборудовано на «Спартаке», напротив эллинга, силами и стараниями духовно-патриотического движения «Русь». Тут тебе и шатер, вернее, даже два шатра. В одном – прорубь. Здесь и скамеечка, и вешалка для полотенца, и сено под ногами. В другом чуть ли не отапливаемая раздевалка. Мы подъехали сюда 19 января, в 11 дня. Ночных купающихся, естественно, уже нет, а массово люди пойдут к концу светового дня, после работы. Но шатер не пустовал! Супруги Кузнецовы из Екатеринбурга согласились, чтобы мы их сфотографировали для газеты. Рассказали, что купаются уже в 16 раз. Раньше все на Шарташ ездили, а несколько последних лет специально приезжают в Сысерть. Совершать обряд Крещенского купания здесь очень комфортно: народу не так много, как в Екатеринбурге, всегда все хорошо обустроено.
Зато около храма Симеона и Анны не припарковаться! Люди едут и идут за святой водой. Тут ведь, знаете, не просто воды в 5-литровый бутыль тебе налили – и домой. Это лишний повод зайти в храм, постоять у икон, зажечь свечу. Остановиться. Поразмышлять. Подумать о высоком.
Примерно такую же картину мы наблюдали в этот день через полчаса в селе Черданцево. Прорубь в шатре «отдыхала» после ночного купания православных. Оборудовано место для купания тоже очень даже добросовестно: толстый слой сена под ногами, скамеечки, ширмы для переодевания, освещение… В местном же храме во имя Владимирской иконы Божией Матери было даже многолюдно: люди берут воду, тоже зажигают свечи, шепчут молитвы у икон.
Такой он, праздник Крещения на Руси: сокровенный до мурашек по позвоночнику и соленой рези в глазах. Удалой и бесшабашный до дрожи в коленках и стука крови в висках. Для всех разный, как сама жизнь.
Надежда Шаяхова