Арамильцы, насмотревшись на сысертское «Лето на заводе», решили сделать не менее известным на просторах России заброшенное здание суконной фабрики. Такие амбициозные планы у местных активистов.
Некогда знаменитая, гремевшая на всю страну фабрика, стала банкротом в 2010 году. Но это не мешает жителям Арамили считать ее местом силы и гордости своего города. У предприятия большое прошлое и, как они надеются, не менее большое будущее.
Еще с 2017 года мы об этом замечтали, – делится председатель арамильской думы Светлана Петровна Мезенова. – Но фабрика была в конкурсном управлении. До сентября 2019 года мы не имели возможности на ней что-то проводить. А идея создания музея шинели рождена была еще в 2015 году, когда директор городского музея Наталья Николаевна Иртуганова участвовала в конкурсе музейных проектов.
В 2019 году здание выкупил предприниматель Денис Владимирович Вишнев. Два с половиной года назад директор музея Н. Н. Иртуганова совместно с председателем думы С. П. Мезеновой начали объединять людей вокруг большой идеи: дать вторую жизнь фабрике. Конечно, при поддержке собственника здания.
Прошлой осенью арамильцы приняли участие в образовательной программе «Лаборатория индустриальности» в Екатеринбурге, посвященной реновации промышленных территорий в малых уральских городах.
Из сорока участников отобрали четырех победителей, которые могут рассчитывать на экспертную поддержку. Музей Арамили оказался в их числе. Тогда краеведы провели опрос жителей и подготовили проект возрождения объекта «Фабрика идей». И нынче летом выиграли грант благотворительного фонда Владимира Потанина – почти 5 млн рублей – на создание здесь музейного пространства.
– Мы хотим, чтобы о нашей жемчужине узнали все города России, – говорит Наталья Николаевна.
Фабрика сохранилась гораздо лучше, чем наш завод. Правда, оборудования тоже не осталось. Действующее здание суконной фабрики построили в 1900 году, но история предприятия началась в 1840. Его основателем считают купца Михаила Ушкова. Он купил мельницу на берегу Исети, снес ее и возвел два цеха: столярный и литейный. В 1857 году на фабрике начали ткать сукно. И платки, сотканные в Арамили, как горячие пирожки разлетались на ярмарках по российским модницам.
1895 году фабрику купили братья Злоказовы, построили новое здание, купили новое немецкое оборудование.
В 1919 году суконную фабрику национализировали. В 1925 году здесь работали 1300 человек, и в годы первых пятилеток производство входило в десятку лучших в стране. В советское время здесь производили пальтовые и костюмные ткани, одеяла. В 1941 году Арамильская суконная фабрика, естественно, переходит на оборонзаказ. Ветераны с гордостью говорят, что каждая четвертая шинель на войне родом из Арамили.
От прежнего производства здесь сейчас остались лишь стены. В девяностые она прошла через приватизацию. У здания, кстати, есть свои тайны. В начале нулевых стена обрушилась и все увидели подземный ход. В 2010 году, когда фабрику признали банкротом, собственник вывез оборудование.
Огромные площади фабрики – 23 тысячи квадратных метров – долгое время пустовали. Только малую часть занимали арендаторы. Меж тем на содержание здания ежемесячно требуется около миллиона рублей.
С. П. Мезенова представила нынче на Иннопроме проект создания креативного кластера «Модная фабрика. PRO – текстиль», где основным ядром видится швейное производство по пошиву одежды уральских модельеров и сейчас здесь разрабатывают эту экономическую модель. А вот на втором у активистов есть идея частично разместить музей.
Почти век суконная фабрика была градообразующим предприятием, теперь у нее есть возможность стать культурным центром города.
Краеведческий музей Арамили был основан в марте 2003 года на базе коллекций школьного музея школы № 4 и фондов музея Арамильской суконной фабрики. Долгое время ютился в городском дворце культуры.
На сайте Арамильского музея, кстати, можно познакомиться с историей шинели. Посмотреть картинки, как она менялась. Знаете ли вы, что свою историю в России шинель ведет со времен Екатерины II, когда ее носили егеря – легкая пехота, вооруженная нарезными ружьями.
В начале своего правления Павел I заменяет епанчу – суконную накидку до колен, мало подходившую для походных условий – шинелью. Шинель в то время представляла собой вариант плаща-накидки, который имел застежки, рукава и отложной воротник.
В 1918 году народный комиссариат объявил конкурс на новую военную форму. В нем участвовали знаменитые живописцы Виктор Васнецов и Борис Кустодиев. Наши солдаты встретили Великую Отечественную войну в шинелях образца 1935 года.
А знаете ли вы, в скольких литературных произведениях, кинокартинах и картинах, песнях фигурирует шинель? Об этом вам с удовольствием расскажут на экскурсии.
В 2013 году на Арамильской набережной открыли памятник шинели – единственный в мире. В бронзе воплотили сцену прощания: девушка провожает парня на фронт и передает ему шинель. Памятник посвящен и героям войны, и труженикам тыла – работникам местной суконной фабрики.
Теперь ткацкий цех передали краеведам. На днях здесь прошла презентация: «Нити х Нити: музейный проект на суконной фабрике». Денис Владимирович Вишнев безвозмездно предоставил ткацкий цех на весь период работы проекта.
В музейном пространстве главной будет экспозиция шинели. Здесь расскажут и в целом об истории ткачества на Урале. Но не ограничатся этим. Здесь будет арт-музей. Уже намечены первые выставки художников. Здесь будут проходить спектакли и фестивали. Здесь предоставят место и ремесленникам.
Как рассказала Наталья Николаевна, грантовый проект рассчитан на 22 месяца. К 31 мая 2022 года должна быть открыта арт-галерея, а к январю 2023 года – музей шинели. Ну а выставки уже идут. Так, 3 ноября открытие выставки уральской художницы Людмилы Калиниченко.
Планируется на этих площадях также разместить студию дизайна и ремесленные мастерские, конференц-зал и коворкинг. Конечно, здесь будут и магазины, и точки общепита. Состояние корпусов позволяет все это сделать.
Рядом хотят разбить фабричный парк, а на пруду – открыть лодочную станцию (пока там ее недострой).
Команда проекта сотрудничает с историками, экскурсоводами, художниками, педагогами Екатеринбурга. Благодаря этому сотрудничеству им удается сделать гораздо больше, чем можно было бы себе позволить в одиночку. Так, благодаря этим связям нынче над визуальным образом Арамильского сувенира будут работать екатеринбургские студенты.
Нам остается только пожелать удачного воплощения этих амбициозных планов.
Ирина Летемина