Еще год назад на большинстве земель ООО «Никольское» рос молодой лес, давая хорошие урожаи грибов. В этом году здесь снова убирают хлеба. Как 20, как 50 лет назад.
– Лес вырубили, выкорчевали, землю продисковали, выровняли, засеяли, – рассказывает директор предприятия Ю. Л. Устинов.
И вот эта земля, которая начала зарастать бурьяном и лесом в «лихие 90-е» (досталось того лиха и земле), снова родит хлеб, как ей и положено.
– 373 гектара ржи нам надо убрать, – рассказывает Юрий Леонидович. – Для этого надо 12 хороших дней, такой, как сегодня (в хозяйстве мы с главным агрономом управления сельского хозяйства В. М. Фефеловым были вчера, 31 августа. – Прим. авт.)
Отмечу, что все эти гектары будут убраны одним комбайном, который называется «Вектор». Получил его Ю. Л. Устинов в начале этого лета по государственной программе субсидирования «Росагролизинга» за половину стоимости. А так бы, по полной стоимости, говорит Юрий Леонидович, не купить.
Машина очень умная, утверждают и Устинов, и комбайнер Н. Д. Полуэктов, с которым мы разговаривали в кабине комбайна. Сама считает пройденные гектары, намолоченные тонны зерна, даже урожайность с гектара. Обо всех неполадках машина сообщает водителю… женским голосом.
– А она не говорит вам: «Дорогой, ты устал, отдохни немного?» – смеясь, спрашиваю Николая Денисовича.
– Нет, не говорит, – улыбается он. – Но иногда целый день без умолку разговаривает – то это ей не нравится, то другое. А то молчит, как сейчас…
Но вообще, говорит комбайнер, работать на этой машине – одно удовольствие. Мало того, что она умная, – конструкторы подумали и о том, чтобы облегчить труд механизаторов: ведь они в пору уборки не вылазят из кабин своих тракторов, машин, комбайнов по 10-12 часов, а то и больше. Поэтому тут, в кабине «Вектора», есть даже кондиционер, не говоря о других «мелочах».
Зерно возят сразу на мельзавод, в Белоярку. Потому что в бывшем Никольском совхозе практически не осталось ни сушилок, ни хранилищ. И принимают то зерно аж по 2 рубля 50 копеек за килограмм. Представляете, сколько денег достается тому, кто этот хлеб растил, а сколько – всякого рода посредникам, пока это зерно в виде буханки хлеба за 18 рублей к нам доходит? Но это уже совсем другая история.
Как совсем другая история и та, что когда-то, 30 лет назад, Никольский совхоз имел больше всех других хозяйств района пахотных земель – порядка 9 тысяч гектаров. Сегодня на месте этого хозяйства – пять небольших сельхозпредприятий, которые обрабатывают едва ли треть всей это площади. Остальная земля уже который год родит лишь бурьян, на ней хорошо растет молодой сосняк, березы. Теперь на никольских землях хорошо собирать грибы, заготавливать веники… Хотя и земледельцы настоящие, как комбайнер Н. Д. Полуэктов или Ю. Л. Устинов, еще остались.
Кстати, я в Сысертском районе уже 30 лет, а в этот раз впервые увидела, что на никольской земле морковь растет: раньше это хозяйство специализировалось больше на многолетних травах и совсем овощи не жаловало. А вот ведь уродилась морковь – при мне Юрий Леонидович подкопнул вилами: так четыре моркови – и килограмм получается.
…Потом мы с Юрием Леонидовичем и Валерием Михайловичем доехали еще полями до Верхней Боевки, почти до Новоипатова. Посмотрели, как механизаторы ООО «Никольское» сено в рулонах заготавливают. Как оказалось – на продажу, своего скота в этом хозяйстве нет. Ездили, и видела я одну и ту же картину: обрабатывается мизерная часть земель. Вся остальная – проданная кому-то, разделенная на паи, – «дуркует», на ней пышно растут полынь, пырей, осот. А ведь мог бы хлеб расти. Ведь такая техника сейчас появилась! Трактора такие мощные, красивые, комбайны. Работай да работай, казалось бы. Раньше все эти поля – все, а не треть – лошадьми вспахивали, лопатами вскапывали. Дойдут ли когда-нибудь у государства руки до земли?
… Моя знакомая, баба Дуся, спросила:
– Надя, вот землю сейчас распродают. А когда ее всю продадут, потом что продавать будут?
Вопрос…
Надежда Шаяхова