В начале сентября состоялся пресс-тур для журналистов Свердловской области в город Асбест. Нас познакомили с градообразующим предприятием ОАО «Ураласбест» и минеральным богатством России – хризотилом.
Месторождение хризотила (асбеста хризотилового) начали разрабатывать в конце 19 века. Сегодня уральский горно-обогатительный комбинат – один из крупнейших и старейших предприятий в мире по производству хризотила. Ежегодно здесь добывается свыше 50 млн тонн горной массы. Разведанных запасов хватит более чем на полторы сотни лет. Хризотил называют еще и горным льном, и каменной куделью. Волокно этого минерала настолько тонкое, что из него ткали салфетки и скатерти, которые не горят в огне.
Огнестойкость хризотила позволяет использовать его для изготовления материала для спецодежды пожарных и металлургов, защиты кабеля и помещений от огня, теплоизоляции нагревательных приборов. Благодаря большой механической прочности хризотил используют для изготовления тормозных колодок. Хризотил является хорошим электроизоляционным материалом. Он устойчив к загниванию, способен задерживать бактерии, радиационное излучение, поэтому его используют при изготовлении фильтров в пищевой, атомной, фармацевтической промышленности. Он является основным компонентом в различных вяжущих хризотилоцементных изделиях, в том числе шифере. Хризотил необходим для технических и текстильных изделий, армирования пластмасс, для изготовления гербовой бумаги и денежных знаков.
В этой бочке меда есть и своя ложка дегтя. В конце двадцатого века в США, а затем и в Европе началась антиасбестовая кампания. Асбестосодержащая пыль вредна для организма человека. В странах Евросоюза асбест хризотиловый запрещено использовать с 2005 года. Сейчас Евросоюз пытается воздействовать и на другие страны, чтобы ввести подобный запрет.
Но под названием асбест скрываются два разных минерала: амфиболы и хризотил. Большинство ученых признают, что амфиболы во много раз опаснее хризотила. В странах Западной Европы в послевоенные годы активно использовали амфиболовый асбест. Он был запрещен лишь в 90-е годы. Поэтому заболеваемость и смертность от рака легких в Западной Европе в десятки раз больше, чем в странах СНГ, где использовался только асбест хризотиловый. Отчасти лоббируют антиасбестовую кампанию конкуренты, которые предлагают на замену хризотилу химическую продукцию, куда более вредную для человека.
Кислотоустойчивые асбесты амфиболовой группы, попадая в легкие человека, могут долго находиться и накапливаться в них. Волокна хризотилового асбеста быстро растворяются в кислой среде (в том числе и в легочной) и выводятся из организма естественным путем. В России влияние асбеста на здоровье на протяжении почти 50 лет изучали ученые из Екатеринбургского медицинского научного центра. Исследуя воздействие волокон асбеста хризотилового на организм человека, ученые пришли к выводу, что при соблюдении предельно допустимой концентрации работать с ним безопасно. Согласно статистическим данным с 1980 года, заболеваемость и смертность в городе Асбест – «рассаднике хризотила» – такая же и даже ниже, чем в других городах Свердловской области, в среднем по области и по России.
Кстати, в Сысертском районе в свое время добывали асбест амфиболовый.
В 60 странах мира на протяжении ста лет пользуются и продолжают пользоваться хризотилом. Руководство предприятия отстаивает хризотил, а вместе с ним и экономические интересы России, на различных международных форумах.
Предприятие развивается: год назад был открыт завод по производству теплоизоляционных материалов «Эковер». ОАО «Ураласбест» занимается и подготовкой молодых специалистов, здесь существуют различные социальные программы для молодежи. Участвует в развитии города. Здесь до сих пор сохранен замечательный профилакторий «Горный лен», в котором сотрудники предприятия отдыхают бесплатно.
Ирина Летемина
Обидно, конечно, что хризотил пытаются запретить. Насколько я знаю, это единственное сырье, из которого можно производить недорогие и прочные кровли, и которое может заменить солому в странах с небогатым населением.
Хризотил следует защитить – это последнее наследство СССР, которое еще не развалили мы сами. И уж тем более не надо позволять это делать в угоду каким-то хотелкам кому-то там на западе.