В
апреле 1982 года я пришла работать в районную газету «Маяк», годом раньше закончив факультет журналистики Уральского госуниверситета.В газете к тому времени трудились выпускники журфака Сергей Коновалов, Лидия Шленская, которых знала еще со студенческих времен. Да и весь коллектив для меня уже был родным: еще в 1978 году я проходила здесь практику. Ушел на пенсию К. А. Першин, редактором стал А. М. Иванов, в штате освободилось место, которое и заняла.
Ох, и веселые были, скажу вам, годы! Не знаю, как с нами справлялся наш редактор! Так получилось, что как раз в 80-е в редакцию пришло почти одновременно немало молодых сотрудников. Троих перечислила. А были еще Людмила Козлова, Татьяна Подкорытова. Люба Рудакова, уходившая на несколько лет из «Маяка» в Уралгидромашевскую газету «Ленинский путь» и обратно. В этой же очень дружественной газете работала Нина Мясникова и тоже писала в «Маяк». Мы с заводскими газетчиками были одной семьей.
Все молодые, азартные, честолюбивые! Какие страсти всегда разгорались на редакционных еженедельных «летучках» – так мы называли свои оперативные совещания. На них мы подводили итоги работы за неделю, голосовали за лучший материал. И всем хотелось, чтобы лучшим была признана именно его публикация. Критиковали друг друга за ошибки, за неточности, за неверную расстановку акцентов. Помню, как часто ревела у себя в кабинете Лидия Шленская после летучек – ну, не соглашалась она с критикой! А наш маститый, уважаемый, мудрый Моисей Семенович Гвоздюкевич утешал ее: «Лидонька, не плачь. Пустую яблоню не трясут». Для людей, приходящих в редакцию со своими проблемами, горем, несчастьями, не было слушателя более благодарного, чем Таня Подкорытова. Она и выслушает, и вместе поплачет, и материал напишет.
У Сергея Коновалова в каждом репортаже вставало солнце, плыли облака высоко в небе, и строительные краны были такими высокими, что, запрокидывая голову, чтобы на них посмотреть, приходилось руками придерживать шапку, чтобы она не слетела. Он был большим оптимистом. А строительные краны тогда стояли по всему району – строились цеха, фермы, дома, школы, детские сады, дома культуры… Перестройка со своей разрухой еще не началась…
Чуть позже в газету пришли студенты-заочники журфака Лена и Вадим Глазюки. Совсем недолго проработала у нас, но всем запомнилась очень спокойная, очень интеллигентная Надежда Старкова.
Пожалуй, ни одно мнение о своих материалах журналисты не ценили так высоко, как мнение нашей машинистки Ф. А. Сединкиной. Она набирала наши рукописи на печатной машинке, т. е., была их первым читателем. И ее оценки всегда попадали в цель на 100%. Вообще, Фаина Александровна была удивительным человеком. Для нас, молодежи, она стала некой редакционной мамой. Хотя когда я 22-летней пришла сюда, ей было всего 42 года. Она успевала везде: прибирала все бумаги, ухаживала за цветами, мыла с содой наши чайные кружки… При ней каждая вещь в редакции лежала и стояла на своем месте. К сожалению, она рано ушла из жизни…
Ответственный секретарь Э. В. Потапова вычитывала и правила наши материалы, заставляла переделывать и переписывать их. Ох, как мы возмущались! И при жизни никто из нас, наверное, так и не успел сказать ей спасибо за то, что она учила нас чувствовать язык и стиль, что при ее работе ответственным секретарем в газете практически не было ошибок – ни грамматических, ни орфографических. Не говоря уже о стилистике. .. Настали иные времена. Перестройка, затем «лихие 90-е». Пошла мода руководителей не назначать, а избирать. В 1991 году коллектив редакции выбрал меня редактором газеты. С удовольствием вспоминаю эти годы. В газету пришли бухгалтер Ирина Корнилова, дизайнер-ответственный секретарь Люба Королева, из «Областной газеты» переманила в «Маяк» выпускницу журфака Ирину Летемину, а лучше всех разбиралась в компьютерах, которых тогда в нашей жизни еще было немного, Лена Крушинских. В газете впервые был создан отдел рекламы, который возглавила Лариса Гирич.
Мы дерзали, пробовали, выживали, боролись, завоевали первый в жизни грант, приобрели на него компьютерную технику и одни из первых в области перешли на компьютерную верстку. Первые в области создали альтернативную службу доставки газеты: отказались от услуг почты и во всем районе работали наши доставщики. Не было средств на зарплату. Не могли вовремя рассчитаться с типографией. Выживали, как все. Но ни разу за все эти годы не было такого, чтобы газета вдруг не вышла. Менялись эпохи и вожди, была перестройка, путч, не стало Советского Союза и Коммунистической партии, а «Маяк» всегда выходил без задержек и срывов.
Надежда Шаяхова
