Начну с конца. Известный в районе, уважаемый в селе Кашино С. М. Королев, руководивший в свое время и сельсоветом, и районом, в завершении схода, прошедшего в Кашинском ДК 16 марта, сказал, что он 9 лет был председателем Кашинского сельсовета, 4 года главой территории, но в «его» годы территория-то была – в несколько раз меньше. А сейчас главе Центральной администрации С. П. Безрукову приходится нести ответственность за 9 населенных пунктов, где проживает больше 6500 человек – за огромную территорию, где еще недавно работало аж три местных главы – в Верхней Сысерти, в селе Черданцево и собственно в Кашино. И со своими задачами Иван Павлович в целом справляется.
Территория Центральной сельской администрации – очень интересная. В каком плане? Здесь есть Кашино, которому 319 лет, 315-летнее Черданцево и поселок Асбест, который существует всего 82 года, Каменке 90 лет. До недавнего времени на этой территории не было ни одного промышленного предприятия, и только недавно появились два ООО – «Известь Сысерти» и «Атом-цемент», в которых работает чуть более 300 человек. Зато здесь 22 организации санаторно-курортного профиля, дома и базы отдыха. Прислушайтесь: загородный клуб «Гринвальд», вилла «Богема», шале «Медведь», ТАО «Северянка», клуб «Белая лошадь» – названия звучат, как песня, согласитесь. А коттеджные поселки: «Николин Ключ», «Заповедник», «Брусника», «Лесной ручей», «Финский залив», «Тихий залив»?! Как говорится – тут вам не там.
На всю территорию всего один «настоящий» дом культуры – Кашинский. Во всех остальных селах и поселках учреждения культуры находятся в приспособленных зданиях – до недавнего времени в зданиях бывших храмов, а в Асбесте – на первом этаже двухэтажного жилого дома. То же самое можно сказать и об учреждениях здравоохранения. Даже в Кашино оно размещено в квартире на первом этаже жилого дома. Ооо – зато ресторанов! – не счесть. Не хочу сказать, что это плохо. В первую очередь это рабочие места. Такая это удивительная территория! Но вопросы люди задавали – как везде.
Школы, детские сады, клубы – по ним у пришедших на сход людей вопросов не было совсем: все ремонтируется, снабжается, содержится. Тем более, в последнее время удается решать вопросы с детскими и со спортивными площадками, в основном за счет благотворителей. В Верхней Сысерти даже настоящий хоккейный корт построили. И. И. Тугбаев и М. Н. Перминов, С. Ю. Данилик и А. В. Стуков, В. Н. Поддубицкий и О. Э. Нейковский, А. А. Борисов и А. В. Баранов, А. А. Шалатова и О. А. Коркина – благодаря этим людям на благоустройство территории Центральной сельской администрации, на проведение различных мероприятий было направлено 3 267 000 рублей внебюджетных средств.
Урны, скамейки, освещение, кронирование и спил деревьев, обустройство пожарных пирсов и детских площадок, вырубка дикорастущих кустарников, грейдирование дорог, ликвидация свалок, ремонты пешеходных дорожек и мостиков, субботники и воскресники, оборудование контейнерных площадок, организация праздников и вручение продовольственных пакетов детям из малоимущих семей и ветеранам – каждодневная, порой не видная со стороны работа местной администрации.
И недостаточная – считают, в частности, некоторые, пришедшие на сход люди. Хотя вопросы здравоохранения выведены из компетенции местной власти, но люди продолжают задавать вопросы по ней представителям и местной, и районной власти. Д. В. Дубасов, житель села Кашино, говорил о том, что медпункт в жилом многоквартирном доме – это нонсенс. В ковидные времена десятки, порой до сотни людей набивались в подъезд жилого дома, стояли и сидели на ступеньках и лестничных площадках, ожидая приема медиками.
Второй момент: невозможность записаться на прием к медикам в ЦРБ, потому что все переведено на электронную запись. Заместитель главного врача ЦРБ Д. А. Дударев посоветовал: если у вас есть проблемы по неотложной помощи – это когда высокая температура, по номеру регистрации 66-112 произносите кодовую фразу – «информация для Дмитрия Анатольевича»… Произносите, не стесняйтесь, может, кому-то эта фраза и поможет попасть к медикам ЦРБ.
А. Н. Фролов пожаловался: невозможно подойти к Ильинскому пруду – все берега проданы, леса вырублены, заборы стоят до самого входа в воду. На что глава района Д. А. Нисковских ответил, что при строительстве домов должна оставаться прибрежная полоса в 20 метров. Если вы видите, что забор стоит до самой воды – обращайтесь в прокуратуру.
Фролов же пожаловался, что с очистных сооружений в пруд постоянно бежит ручей нечистот. Он рыбак, часто ходит тут и видит. Высокое начальство пыталось его убедить, что это бежит очищенный сток, но Юлия Шешина, жительница села Кашино, в поддержку Фролова продемонстрировала всем пластиковую бутылку с практически черной жидкостью и парировала: «Это, по-вашему, очищенный сток?» При этом из зала еще раздавались выкрики про бегущие в пруд в любое время года и в любую погоду ручьи нечистот с очистных сооружений.
Д. А. Нисковских сказал на это, что с очистными ситуация сложная. У нас нет денег ни на проект, ни на их строительство. Готовится вместе с правительством области концессионное соглашение на проектирование и строительство очистных, но понятно, что это будет не завтра.
И где нам купаться летом? – спросила Юлия главу. На что тот ответил, что прошлым летом, например, во всем Сысертском районе органы СЭС дали разрешение на купание всего в двух местах – у базы «Гранатовая бухта» и еще в одном месте. Но народ купался везде! – это уже я договариваю.
Юлия также высказала озабоченность обмелением речки Каменки. Дмитрий Андреевич привел свежие данные: 15 марта прошли учения МЧС на водоемах – об этом все наслышаны. Метеослужба дала данные: уровень снега и в эту зиму на 40-60 процентов ниже обычного. Уже три года мало снега, мало дождей. Во всем Нижне-Обском бассейне уровень воды упал на 1,5 – 2 метра. Министерство природных ресурсов и экологии проведет большое исследование наших водоемов, в частности, на юге района: озеро Боевское, речка Боевка, Никольский пруд, озеро Щелкунское, озеро Багаряк…
Алексей Копылов из Черданцева задал вопрос: нельзя ли увеличить количество контейнеров на площадке? И Нисковских, и И. П. Безруков на это ответили, что сегодня нет проблем с увеличением и количества контейнеров, и с оборудованием новых площадок. Самое главное – найти для них место. Люди не хотят, чтобы площадки стояли близко к их домам. Мало того, сказал Иван Павлович, жители бывают даже против спортивных и детских площадок: все хотят тишины, покоя, чистоту. А другие жители все это просят. И как тут к согласию прийти?
Из Кашино пожаловались на темноту во дворе многоквартирного дома и ямы. На что Нисковских ответил: «Что делает человек, живущий в своем доме, если у него во дворе темно? Вешает лампочку. А яму засыпает. Вот и вы соберитесь всем домом и решайте, что делать, чтобы в вашем дворе было светло, и без ям. Я вам тут не помогу. И Иван Павлович не поможет. Обращайтесь в свою управляющую компанию. Не хочет ничего делать – гоните вашу УК, выбирайте другую…»
Вот и все, пожалуй, по Кашино. 23 марта сход в Верхней Сысерти.
Надежда Шаяхова
Фото автора