С Татьяной Константиновной Рудометовой мы обычно говорим о делах сельхозпредприятия. Она уже десять лет руководит одним из крупнейших хозяйств в районе – АО «Щелкунское» – современная версия Щелкунского совхоза. А еще в ушедшем 2023 году исполнилось 40 лет ее трудового стажа на этом предприятии. За это время происходили различные реорганизации, менялись названия предприятия, но Татьяна Константиновна шла, как говорится, однажды выбранной дорогой. Она и студентам-практикантам, и молодым сотрудникам предприятия повторяет: успех всегда придет, если работать на одном месте, а за ним – и признание, и уважение.
Завтра – Татьянин день. И наш разговор – не о предприятии, не о производственных показателях, а о личности, о человеке, о нашем замечательном земляке.
Итак, она звалась Татьяной. Родилась в Курганской области, в Катайском районе. Мама была бухгалтером, а отец – агрономом, оба работали в колхозе.
В семилетнем возрасте Тани семья переехала в Свердловскую область, в поселок Садовый. И мама устроилась на работу бухгалтером в сельхозинститут, а отец в Орджоникидзевский совхоз.
Школьницей Татьяна увлекалась лыжами. И даже два года училась в школе олимпийского резерва в Екатеринбурге. А в выходные пропадала на различных соревнованиях и спартакиадах. Над школой шефствовал Турбомоторный завод, обеспечивал их всем: инвентарем, спортивной формой, оплачивал и поездки на спортивные сборы. Тренер прививал своим воспитанникам серьезное отношение к спорту. В пятом классе, кстати, она впервые побывала в Сысерти, на сборах.
Еще школьница Татьяна любила читать. Читала очень много, была завсегдатаем библиотеки. Училась отлично. После окончания школы решила поступать в Рижский авиационный институт, на экономический факультет.
Надо отметить, что вузов в Свердловске тогда было значительно меньше, чем в современном Екатеринбурге, но приемные комиссии приезжали сюда из вузов других городов страны. Из Риги, в том числе.
Но первая попытка поступления оказалась неудачной: не хватило баллов. И тогда Татьяна пошла работать учеником бухгалтера, где и получила практические навыки учета. А параллельно с работой шла учеба на подготовительных курсах в том же сельскохозяйственном институте.
Татьяна Константиновна признается: тогда она еще четко с выбором профессии не определилась.
На следующий год в Свердловск первый раз приехал Пермский сельхозинститут, набрать с нашей области 30 человек на экономический факультет. В их числе и оказалась Татьяна.
Кстати, старшая сестра Татьяны Константиновны тоже связана с сельским хозяйством. Она – зоотехник, закончила сельхозинститут, и всю жизнь проработала на одном предприятии – Среднеуральской птицефабрике на ведущих должностях.
Пролетела учеба в вузе – распределение. Оно не было жестким. Дипломированному бухгалтеру предложили несколько вариантов. Можно было съездить на место и выбрать из них тот, который больше понравится.
Она поехала в Невьянск, и была готова трудоустроиться там. Но волею случая, приехав в гости к однокурснице в село Аверино, зашла в контору Щелкунского совхоза.
Стоило только Татьяне переступить порог этого предприятия – дальше ее не отпустили. Николай Гаврилович Прохоров, который тогда был главбухом в совхозе, сумел убедить в преимуществах своего предприятия, а Федор Васильевич Партин пообещал молодому специалисту квартиру. Не сразу, конечно. Вначале она полгода прожила в общежитии.
Так, с сентября 1983 года и до настоящего времени ее трудовая книжка не покидала здания совхозной конторы.
Несомненно, способствовало этому и то, что в 1984 из армии на родное предприятие вернулся Николай Владимирович Рудометов.
Познакомились и через год сыграли свадьбу. И, забегая вперед, скажу, вырастили сына и двух дочерей. Все их дети получили высшее сельскохозяйственное образование. А сегодня Рудометовы уже богаты четырьмя внуками.
Младшая дочь продолжает семейную династию, пошла по маминым стопам: после окончания финансового факультета УрГАУ работает в АО «Щелкунское» экономистом.
Это предприятие, конечно же, составляет большую часть жизни всей семьи. Трудными для него были не только девяностые, но и нулевые. Немногие через все тернии смогли пройти. Не осталось Никольского совхоза, Кадниковского…
Щелкунцы тоже могли распасться на мелкие хозяйства или пропасть совсем. Совхоз стал КСП (коллективное сельхозпредприятие), потом СПК (сельскохозяйственный производственный кооператив), потом ЗАО и АО.
Но в двухтысячных, когда многие ранее крепкие хозяйства превращались в руины, у них появился учредитель – завод «Уралэластотехника». Именно их участие на том этапе спасло хозяйство.
Учредители провели ремонты, обновили стадо, приобрели технику, помогли справиться с финансовыми сложностями. И на протяжении последующих лет тоже помогают, когда это необходимо. Но сегодня и сам коллектив хозяйства прилагает все усилия к тому, чтобы предприятие работало устойчиво и стабильно. Чтобы не стояло на месте, а развивалось.
Семья Рудометовых – Татьяна Константиновна и Николай Владимирович, много лет работающие в этой системе, знающие все тонкости, все слабые места, стараются поддерживать хозяйство на хорошем уровне: вовремя обновлять технику, вовремя проводить ремонты, обеспечивать основное стадо достойными условиями обитания и качественными кормами.
– Основная производимая нами продукция – молоко, – рассказывает Татьяна Константиновна. -Динамика продуктивности за последние годы такова: надой на фуражную корову за 2013 год составлял 4800 кг, а за 2023 год – уже значительно выше 8000 кг. За десять лет продуктивность выросла на 70 процентов. И это – заслуга всего коллектива.
Добиваются этих результатов как раз тем, что улучшают условия содержания животных. В прошлом году завершили реконструкцию коровников. Это сказать легко, а делать… Вскрывали все полы, дробили, штробили, передвигали ленту навозоудаления, и это – чтобы удлинить каждое коровье место с 160 до 185 см. В этом году завершили замену деревянных полов на полиуретановые покрытия. Изменили технологию кормления: сегодня в рационе сочных кормов до 50 процентов составляет кукурузный силос, а это влияет на повышение надоев. На рынке много добавок и премиксов, а задача специалистов – отобрать то, что действительно нужно, полезно, рентабельно.
Специфика заключается в том, что средства производства – животные. Сельское хозяйство в целом и животноводство, в частности, – понятие круглосуточное. Коров надо покормить, обиходить, три раза в день подоить, осеменить, вырастить здоровый молодняк.
– Молоко – продукт скоропортящийся, его в цистерну не загрузишь и не подождешь, пока цена подрастет, – рассуждает Татьяна Константиновна. – Приходится продавать по ценам, какие предлагают молокозаводы.
Щелкунцы работают с тремя крупнейшими в Уральском федеральном округе заводами: Челябинским («Первый вкус»), Юговским (Пермский край) и Слободотуринским. Их продукция в ассортименте потом возвращается на полки сетевых и местных магазинов.
Прошедший финансовый год для селян был сложным. Покупатели не заметили, а для производителей в 2023 году было обвальное снижение закупочной цены на молоко. Оно началось в конце прошлой зимы, когда хозяйства приступали к подготовке к посевной, и затраты их возрастали. Лишь с осени цена начала подрастать, но все равно не вернулась до прежнего уровня. Закончилось падение в яму, но многие хозяйства все еще балансируют на грани рентабельности.
Объяснялось это падением спроса. В 2018 году была подобная ситуация, когда молзаводы вообще переставали закупать молоко у производителей. А корова – не станок, ее не выключишь.
Вот и колдуют руководители сельхозпредприятий, чтобы и продуктивность коров сохранить, и посевную, и кормозаготовительную компанию провести.
Осенью, в пору уборочной, случился непонятный взлет цены на дизельное топливо. И опять приходилось придумывать, на чем сэкономить без ущерба для производства.
– Должность директора – тоже понятие круглосуточное, – признается Т. К. Рудометова. – Постоянно возникают проблемы. Часть, конечно, снимают специалисты на местах, но в чем-то приходится оперативно участвовать самой.
Необходимо для Татьяны Константиновны в выходные дни посещение комплекса: и проверить, и пообщаться с персоналом. Посмотреть процесс изнутри, вникнуть в мелочи.
А ведь она по профессии – не животновод – экономист. Как же разбирается с этим сложным хозяйством?
Улыбается:
– Все навыки получила тут, на месте. Пришлось много читать, консультироваться. Не стеснялась расспрашивать ведущих зоотехников и ветврачей наших передовых хозяйств, неоднократно к нам их приглашала.
Сегодня в селе молодежи мало. На предприятии почти 35 процентов – люди пенсионного возраста. И директор признательна специалистам и работникам за то, что не считаясь с личным временем, обеспечивают непрерывный производственный процесс. Видят проблему – берут дополнительный объем работы.
Как и на многих предприятиях – не хватает кадров, причем не только специалистов, но и работников массовых профессий. Не идет молодежь в операторы машинного доения: непрестижно это и малопривлекательно для них. Однако директор не теряет надежду хотя бы частично решить эту проблему: контактирует с деканатами нашего аграрного университета, приглашает студентов профильных факультетов на оплачиваемую практику. Для этого приготовлены комнаты в общежитии.
Вообще с осени 2023 года действует программа по обеспечению жильем специалистов в сельском хозяйстве. И в Щелкуне готовы таким специалистам приобретать жилье. Если человек отработает на предприятии 5 лет – сможет выкупить его за 50 процентов, если 10 лет – за 10 процентов от стоимости.
Работа – часть жизни. Так что даже рассказы о себе непременно сводятся к производственным проблемам. Татьяна Константиновна смеется: «Мое хобби – работа». Это хорошо, когда работа по душе. И все-таки для маленьких отвлечений от любимой работы время находится. Зимой – все те же лыжи, а летом – огород, в котором ее фавориты – помидоры и цветы.
Когда позволяет время, ездят с мужем на машине в небольшие путешествия одного дня по области. В отпуск могут и чуть дольше, и чуть подальше, в санаторий поехать. Но надолго свое хозяйство не бросают.
Ирина Летемина