Завод «Фарфор Сысерти» – единственное в Свердловской области производство художественного фарфора. Можно его назвать и визитной карточкой Свердловской области.
У предприятия богатая история. Были в ней и взлеты, и, мягко скажем, непростые времена. В этой истории, с одной стороны, – уникальная продукция, которая нашла признание во многих странах мира. С другой – долги по зарплате, налогам, за энергоносители… Как следствие, с девяностых годов коллектив предприятия постепенно становился все меньше и меньше.
Десять лет назад собственники и вовсе хотели продать весь заводской участок под ИЖС. Это могло стать точкой в заводской истории. Но спасибо областному правительству и лично губернатору Е. В. Куйвашеву, сысертскому фарфору не дали пропасть.
И вот теперь, впервые за долгое время, на заводе говорят о том, что нужны дополнительные кадры. Есть заказы – не хватает рабочих рук. А еще нынче, впервые за несколько лет, проиндексировали заработную плату на 30 процентов.
Впрочем, давайте узнаем подробности из первых уст – от директора завода Натальи Борисовны Жердевой. Она возглавила предприятие в мае прошлого года.
А для начала познакомимся с ней. Наталья Борисовна родилась в Екатеринбурге, а ныне живет в Бобровском. Параллельно получила два высших образования на факультетах журналистики и экономики. Работала в руководстве банковской структуры. Керамикой увлеклась лет семь назад, в отпуске по уходу за ребенком. Училась у керамиста Андрея Савицкого из Екатеринбурга. Создала небольшую керамическую мастерскую. Говорит: «К глине прилипаешь».
Наталья Борисовна развивала свою мастерскую и постоянно где-то получала новые навыки и знания. К примеру, год осваивала фарфоровую мануфактуру в Польше, в Кракове.
В прошлом году «Агентство развития Сысерти» объявило о наборе в проект фарфоровой лаборатории «Антихрупкость», и Наталья отправила им заявку со словами: «Мне кажется, вы меня ищете: подобному проекту точно нужен керамист».
Примерно в то же время учредители завода провели оценку результата финансовой деятельности предприятия и решили сменить руководство. А еще их заинтересовала фарфоровая лаборатория. И в ней они заметили Н. Б. Жердеву.
– Наталья Борисовна, несколько лет назад обсуждалась модернизация завода. Но она так и не началась. Что сейчас с этими планами?
– Любые инвестиции должны быть обеспечены гарантиями возврата. Просто ремонтировать здания и сооружения без вложений в производство нет смысла. Наша текущая задача – финансовое оздоровление предприятия. В прошлом году распоряжением областного правительства была создана рабочая группа по выработке мер, направленных на сохранение производства изделий народных художественных промыслов на заводе. Совместно с участником предприятия Корпорацией развития Среднего Урала и рабочей группой выполняется план оздоровления: была реструктуризирована налоговая задолженность, урегулированы расчеты с энергетиками – множество рутинных, но жизненно важных вопросов. В итоге сегодня мы живем по средствам. С сентября все операционные расходы завода покрываются его доходами. За 2023 год заплатили 22 млн текущих налогов. Другое дело, что ранее завод накопил немалые долги перед учредителями (за 10 лет почти 298 млн рублей). Без решения проблемы с этой задолженностью говорить о модернизации не имеет смысла.
И даже в этих условиях, новый директор сумела сделать самое необходимое: полный ремонт всей кровли. Зарплата выдается без задержек, с февраля ее проиндексировали впервые за несколько лет. Теперь средняя зарплата здесь – 38 тысяч рублей.
Сегодня на заводе трудится 79 человек. Спрос на продукцию растет. И можно бы взяться еще за заказы, но отказываются из-за того, что не хватает рабочих рук. Поэтому в апреле прямо в заводских цехах решили организовать школу литейщиц.
Хорошая женская профессия, считает Н. Б. Жердева. Говорит: «Литейщица зреет три месяца». Сама школа предусматривает недельное знакомство со специальностью и с заводом. А дальше – практика в роли учениц. Где гарантированный оклад 19 тысяч плюс то, что сделают сдельно.
Конечно, у новичков все будет медленнее получаться. Опытные литейщицы зарабатывают от 40 до 80 тысяч рублей. Учеба начнется с 22 апреля.
Еще здесь нужны слесари, специалисты ОТК. Недавно укомплектовали живописцев, приняли трех новых.
– К 2020 году многие средних размеров российские производства переходили на дешевый китайский фарфор, – рассказывает Наталья Борисовна. – Так проще: не надо следить за параметрами сырья, не надо мешать шликер… Взял готовое сырье и лей из него. Здесь всегда работали на своем. У него качество другое.
Сегодня, двигаясь в направлении импортозамещения, в Сысерти научились делать фарфор из Челябинских месторождений каолина. Часть продукции делают на нем сами. А часть продают, как сырье, для других фарфоровых производств.
Пользуются и донбасской глиной. Именно из нее получается красивая белая и нежная посуда. Челябинская – с холодным серым оттенком и больше подходит для иконостасов.
Сейчас в работе три иконостаса (один – для Кирова, два – для Туринска). Рекорд завода, когда это производство было на пике, – пять иконостасов.
В моде белый фарфор – без рисунка. Дешевле делать деколь. И те, и другие направления допустимы, но «Фарфор Сысерти», как предприятие художественного народного промысла, должен сохранить традиции ручной росписи.
Ручная работа – дорогая. Золотая краска – тоже. А еще дорогой восстановительный высокий обжиг. Это важно, особенно для посуды, из которой ешь. Действующие ГОСТы (точнее, теперь это – технические условия) не такие строгие, как раньше. А здесь работают по советским стандартам.
Можно сделать маленький эксперимент: положить лимон на цветную тарелку. Если через несколько часов на ней останется отпечаток лимона, то значит, это – более дешевая посуда. На сысертских тарелках следа не останется.
На посуду есть корпоративные заказчики. Есть спрос на партию в 100 тысяч изделий. Но на изготовление такой партии не хватает рабочих рук. Пока предельная пария, за которую берутся заводчане, – 2 тысячи.
Как шаг к экономическому оздоровлению, один из цехов здесь сдали в аренду для родственного производства. Здесь будут делать керамическую плитку и метлахскую плитку (такой застелен пол в Эрмитаже). Арендаторы перед началом производства делают здесь ремонт.
Готовы сдать в аренду и еще один цех. Собственное производство размещают более компактно.
– Помог ли предприятию проект «Антихрупкость»? Он сработал на узнаваемость, – считает Наталья Борисовна. – О заводе заговорили. Нашу продукцию узнали новые люди. Серия кружек «Фрагменты» талантливого автора Федора Колпакова прогремела на всю страну и обеспечила экономический успех проекту.
Будем надеяться, с этих маленьких шагов начнется ренессанс «Фарфора Сысерти».
Ирина Летемина