В полях возле села Новоипатово, на базе животноводческого комплекса «Уральских нив» развернул свою фермерскую деятельность отставной военный, опытный предприниматель Александр Петрович Рунец.
Начиналось хозяйство с мясных пород коров, постепенно паритет смещается в сторону молочных. Сегодня 144 головы мясных и 103 головы дойного стада. А еще 200 голов овец. Есть немного лошадок, которые используют, чтобы пасти стадо.
Чтобы прокормить все это поголовье, засаживают 800 га зерновыми культурами: пшеницей, ячменем, овсом. Еще на 400 га растут многолетние культуры: тимофеевка, костер, клевер. Есть немного овощей – гектаров 15-16. Треть нынче займут кабачки, две трети – капуста. После двух засушливых сезонов от посадки картофеля нынче решили отказаться.
Родом Александр Петрович их Хакасии, из сельской местности. С Екатеринбургом его связывает учеба в Свердловском высшем военно-политическом танко-артиллерийском училище и супруга. Где он только не служил: на Дальнем Востоке и в Забайкалье, больше двух лет – в Афганистане. Завершил службу в 1991 году в Одессе. В аккурат, когда случился распад Советского Союза.
Александр Петрович оставил жену и двух сыновей еще на год в Одессе, а сам помчался на Урал – зарабатывать квартиру. Устроился в строительную фирму и через год, со скидкой, как сотрудник, смог выкупить долевку. Перевез семью в Екатеринбург.
Девяностые. Все менялось. Раззорялись заводы. Бешеным темпом скакала инфляция. Перед всеми в стране тогда стояла задача: выжить. Александ Петрович стал предпринимателем. Осваивал торговлю и транспортные услуги.
А в нулевые решил перевезти из Хакасии на Урал родителей и сестру. Они выбрали местом жительства Щелкун. И так как привыкли к сельскому труду, завели скотину. Сначала понемногу: коровы, овцы, куры. Постепенно, с размахом Александра Петровича, дошли до фермерских объемов.
Правда, такое хозяйство не слишком радостно было воспринято соседями. Потому пришлось подыскивать более подходящий участок. И вот уже несколько лет А. П. Рунец успешно обрабатывает землю возле села Новоипатова.
Комплекс достался ему в разбитом и полуразрушенном состоянии. На крышах корпусов деревья росли. Только мусора сотню КамАЗов вывезли. А потом, засучив рукава, ремонтировали, закупали и устанавливали оборудование… Хорошо, что была государственная субсидия на покупку мясного поголовья.
Мясо, как объясняет Александр Петрович, вкуснее от мясных пород. Мраморная говядина, которая нечасто встречается на прилавках и в меню ресторанов. Этих коров не доят. Их высасывает теленок. Чтобы получить качественное мясо, теленка полгода растят на молоке.
Фермер закупил абердин-ангусскую породу (черные) под Тагилом, герифордов (красно-белые) в Челябинской области, лимузинов (буро-красные) в Башкирии. Из трех племенных хозяйств, в которых закупался, двух уже нет. Для обновления крови фермеры обмениваются бычками друг с другом.
Чтобы получить мясо, теленка надо растить месяцев восемь. И все это время от него только расходы. Поэтому решил часть стада сделать молочным. Молоко продается каждый день.
А вообще Александр Петрович отмечает низкую кооперацию. Нет в муниципалитете собственного мясоперерабатывающего производства, нет молзавода. Овечью шерсть готовы принять только в ставропольском крае. Но туда слишком дорого везти. Поэтому продукцию реализуют с помощью Авито.
Как бы то ни было, хозяйство развивается. Трудоустроено здесь пару десятков человек. И еще не хватает трактористов, пастухов, доярок. О дефиците кадров сегодня говорят не только сельхозпроизводители, но и промышленники.
Май нынче холодный. И посевная идет с опозданием. Боронуют, дискуют землю, начали посев семян.
Ирина Летемина
В нашей стране всегда был в совете сельский труд
А вот современные руководители предпочитают туристическую отрасль развивать у нас в районе. Предполагаю что навозом боятся измазаться. Да промышленный путь развития району прочат( Если только свалку с вонючими отходами можно с большой натяжкой притянуть к разряду промышленности)