
Мой отец Иванов Иван Михайлович ушел на войну добровольцем в августе 1941 года. Нас у мамы трое осталось. В 1943 году пожар случился – дотла сгорел наш дом. Тушить-то было некому, в селе одни старики, бабы да дети. Сгорело все – и дрова, и картошка в погребе. И представляете: отцу дали 3 дня, чтобы он съездил домой, навестил бедствующую семью.
Как мы тогда выжили? Мама работала уборщицей. Но выжили. Папа вернулся с войны живой. Ярко помню один из его рассказов – как он встретился на войне с односельчанином. Ну, как встретился? Обнять не успел, только услышал крик: «Иван Михайлович!…» и успел увидеть лицо Артемия Власовича – это дедушка ныне живущей в нашем селе Никольском Нины Ферстер. Вы же знаете ее? Она в последнее время перед пенсией в нашем доме культуры работала. Ну вот, значит: услышал крик, увидел лицо – и взрыв! Отец очнулся в госпитале, а Артемия Власовича тем взрывом и убило. Потом много раз отец пересказывал эту сцену семье – жене, детям Артемия Власовича, – о том, как он погиб. А жена его, обливаясь слезами, заходясь в плаче, просила рассказывать еще и еще…

Я сама и не участница войны, и не труженица тыла – возрастом не вышла. А мой муж, Петр Васильевич Сергеев, уже в 10 лет, в 1941 году начал работать на конюховке – на конюшне, значит. А в 13 лет его поставили учеником слесаря. В 15 лет сел на трактор – и так всю жизнь механизатором и проработал. А раньше какие трактора были? Без кабины даже. И надо в любую погоду с утра до ночи на нем работать. Помню: в 4 часа утра Петя мой вставал и шел к трактору – прежде чем завести, его же надо еще разогревать…
Вот, смотрите, сколько у него всяких Грамот почетных, Благодарностей – целая папка неподъемная, наверное, 100 штук здесь. А еще медали всякие, почетные знаки…
Тогда механизаторы еще ценились. Им прилюдно «спасибо» говорили. Все разрушилось в 90-е годы: совхозы с их машинно-тракторными мастерскими, с техникой. Сама вера в необходимость, нужность сельского труда разрушилась. Теперь на Дне села хвалят библиотекарей, учителей, воспитателей – и хоть бы слово сказали про хлеборобов. А ведь ни один человек утром из дома не вышагивает, хлеба не поевши. А как-будто и нет теперь их, землепашцев, хлеборобов. И поэтому тоже никто из молодежи и не мечтает об этой профессии – не почитается она. Даже в селе.
Храню награды в коробочках, папках, пакетах целлофановых. Никому все это «богатство» теперь не нужно – одной мне. Уйду – так дети, внуки все выкинут, наверно, как хлам.
Умер мой Петр Васильевич в 76 лет. 52 года мы с ним прожили. Двоих снов родили, воспитали. Один сын рано умер. А Сергей вот как раз меня сегодня к вам в редакцию и привез. Да у меня уже правнукам по 17 лет! А я все живу. Частушечницей в селе слыву, хохотушкой. Ну что про меня? После 8 класса поехали с подругой в Сысерть учиться на счетоводов – бухгалтеров. Там, где теперь памятник Воину, были и учебные корпуса, и общежитие. Заселились мы в общежитие, а сысертские парни-хулиганы нам в первую же ночь все окна и повыхлестывали. Пошли по Сысерти квартиру искать. Нашли. Тут неподалеку – по улице Калинина. Память, говорите, хорошая? Спросите, чем сегодня утром завтракала – не помню. А те годы помню…
За 46 лет трудового стажа в двух местах работала – в торговом предприятии и в Никольском совхозе. Вышла на пенсию – попросили еще соцработником потрудиться. О-о… Это были как раз 90-е годы. Талоны всякие раздавала людям, фасоль из Америки делили – гуманитарную помощь. Помните?!
На пенсию с мужем вышли – трактор свой купили. Две коровы у нас было. Решили мы бизнесменами стать! Молоко в Сысерть возили, продавали по разным конторам – учреждениям. Да-а, в нашей жизни чего только не было! Двух томов «Поднятой целины» не хватит описать – пожалуй, еще один том «Войны и мира» надо будет прихватить!
Смерть мужа меня так перевернула всю! Так на меня все нахлынуло! Стихи начала писать и исписала 96-страничную тетрадь – верите? Не буду их тут читать, а то вовсе сегодня домой не уеду.
А что я в редакцию приехала? – спросите. В первую очередь попросить, чтобы о летчике Платонове из нашего села написали (эту просьбу Нины Ивановны мы в прошлом номере «Маяка» исполнили. – Примечание автора). А еще про мужа своего, труженика тыла Петра Васильевича Сергеева рассказать. Чтобы в год 80-летия Победы вспомнили люди механизаторов, трактористов, чьими трудами хлеб появлялся на столе у солдат, что шли в атаку за нашу Родину.
Рассказ жительницы Никольского Н. И. Сергеевой записала Надежда Шаяхова.
Фото из семейного архива Сергеевой и автора