Не помню отца праздным
Мой отец Михаил Васильевич Пушкарев 1915 года рождения. Я родилась после войны и знала его не как красного командира, а как своего отца. Он появился на свет в деревне Бутырки, Уржумского района Вятской губернии. Детей в семье было трое: два брата и сестра. Родители были из крестьян: мать Любовь Кондратьевна и отец Василий Иванович (был секретарем сельсовета в деревне). Кулаки, противники советской власти, затащили его под мост, натолкали в рот камней, жестоко расправившись с ним. Дед погиб за свои убеждения коммуниста. Образование отца было 7 классов, что по тем временам считалось вполне хорошим.
Я, его дочь, Тамара Михайловна Коткова, 1947 года рождения (в девичестве Пушкарева), очень хорошо помню своё детство в деревне, где родился и мой отец. Мы жили в огромном, как мне казалось, кирпичном доме на 8 окон. Во дворе был колодец 28 метров глубиной. Воды было достаточно и для семьи, и для водопоя скота, и для полива огорода. Основным занятием было сельское хозяйство: сеяли зерновые (рожь, пшеницу, ячмень, горох). Был большой скотный двор: корова, свиньи, овцы, куры. Все продукты были свои.
В 26 лет отца взяли на фронт 29 октября 1941 года, а в армии он был с 1936 года. Он провёл в строю 10 лет, участвуя и в Японской войне. Пришёл домой с войны в 1946, получив ранение, лежал в госпитале в Польше, был контужен.
О войне отец не рассказывал практически ничего, думаю, что эти воспоминания ранили его душу. Но очень хорошо помню, как мама Васса Степановна Пушкарева (в девичестве Иконникова, 1915 года рождения), любила по праздникам надевать трофейное зеленое панбархатное платье, привезённое отцом из Германии.
По возвращении с войны на родину, он был избран председателем колхоза. Будучи лейтенантом и пройдя командирскую школу, руководителем он был умелым.
В нашем колхозе был конный двор и овчарня. Работали там преимущественно женщины. Труд был очень тяжёлый, так как всё делали вручную.
Мама работала в колхозе. Одна бабушка жила с нами, другая Ольга Титовна Иконникова – по соседству. Обе занимались домом и хозяйством. С войны отец привез всем подарки: платья, туфли, разную мелочь. Их очень берегли. Ткань была хорошего качества. Подросши, я их примеряла, и они мне очень нравились!
В нашей семье было четверо детей. В 1936 году родилась старшая сестра Валентина. Потом в 1947 – я. В 1951 – брат Николай, в 1954 – брат Виктор. Был ещё один ребенок 1945 году, Слава, но он умер во младенчестве. Несмотря на то, что Михаил Васильевич был строгим, в семье нас никогда пальцем не тронули. Достаточно было его взгляда, чтобы мы, дети, всё поняли.
Помню случай с арбузом, который из города привез отец. Это было лакомство. Нам так его хотелось попробовать! Но вкусные вещи всегда приберегали к случаю. Мы, не удержавшись, залезли под кровать, куда его положили на хранение. Взяв нож, со средним братом Николаем, вырезали небольшой кусочек и втихомолку съели… Когда пришло время подавать его на стол, через несколько дней, то, конечно, арбуз был испорчен и выброшен. Отец не проронил ни слова, но его леденящий душу взгляд я помню до сих пор, как будто меня окатили ушатом воды. Лучше бы нас выпороли, чем этот взгляд! Сладостями не баловали, но из Кирова, куда он ездил по колхозным делам, всегда нам привозил конфеты в кулечке из крафтовой бумаги. Сладости хранились в обитом сундуке.
Лет с 10-11 он стал брать меня на реку на рыбалку, чаще всего весной, до посевной компании. Мы закидывали морду: такой плетёный из лозы конус, или невод: треугольник с сеткой и шли по берегу. Река была полноводная, рыбы ловилось много. Бабушка сама ставила тесто, пекла пироги, варила уху.
Я не помню отца праздным. Он всегда был занят работой. Утром вставал рано, завтракал, шёл на конный двор, запрягал лощадь и ехал по своим «владениям». В каждой деревне, входящей в колхоз, его ждали люди. Под его руководством бригадиры распределяли работу, выполняя задачи, поставленные партией и правительством. Отца уважали за строгость, справедливость и требовательность, он был не только умелым руководителем, но и чутким человеком, решал проблемы людей, никого не оставляя в беде. Девятилетней девочкой я помогала ему заполнять журнал учета работы колхозников, отмечая, так называемые «трудодни». Помню графы: название колхоза, ФИО, кем работает и количество трудодней. В конце месяца подводился итог. И по итогу пропорционально отработанным дням, выдавали зерно, поэтому надо было учесть всё внимательно. Денег не давали. Только натуральными продуктами выдавалась зарплата. Так было в послевоенные годы до 60-х годов. Люди, получив за труд молоко, зерно и т.д. ездили в город за 12 километров и продавали продукты.
Помню еще такой факт стойкости убеждений отца. В деревню вернулся с войны наш родственник Григорий. Он был в армии Власова. Это генерал, который сдался в плен вместе с армией и служил Гитлеру. В деревне его так и звали «власовец», его ненавидела вся деревня и вернуть доброе имя он не смог. А мой отец – коммунист. Между ними были непримиримые противоречия, переходящие в словесные стычки, но они умудрялись сосуществовать и как-то терпели друг друга.
Жилось очень трудно. Не было ни электричества, ни водопровода. Полоскать бельё ходили на ручей под гору и зимой, и летом. Удивительно, но при наличии леса вокруг, у нас не было бани. Не разрешали строить. Была одна на всю деревню.
Нас воспитывали в почтении к старшим, в уважении к труду. Мы понимали, что должны быть примером для младших. И не позорить семью. Но дети – есть дети! Однажды мы пошли на гороховое поле. Набрали горох. Я за поясок платья, друзья-мальчишки в карманы. Собрались домой, как вдруг кто-то из них увидел лошадь и закричал: «Михаил Васильевич едет!». Тут же весь горох был выкинут в дорожную пыль. «Спаслись!» – мысль о том, что уличит в воровстве, была невыносима. Таков был авторитет отца!
Михаил Васильевич был и хорошим сыном, братом, мужем. В деревне жила его сестра с детьми. Он весной ей помогал: и огород вспахать, и дрова заготовить, и сено. Она была ему очень благодарна. Врагов у него не было: он удивительным образом он умел ладить с людьми. И его за это ценили.
Умер он молодым, в 49 лет. 1964 год. Тогда страной руководил Н. Хрущев, который, побывав в Америке, решил, что страна будет сытой, если сеять кукурузу. Но это теплолюбивое растение на беду, не произрастает в средней полосе России. Под Кировом кукуруза не вызревает, но …приказ партии! Отец поехал на совещание по этому вопросу в районный центр. Он понимал всю абсурдность этой затеи. Что там было, мне не известно, но домой его привезла лошадь мёртвого. Не выдержало сердце, закаленное в боях!
После его смерти семья перебралась в Нижний Тагил. Первой уехала старшая сестра Валентина, там можно было заработать на заводе УВЗ. Она, имея медицинское образование, переквалифицировалась в сварщицу, а я пошла в 8 класс.
О своем отце я написала так, как знала его. Как о герое, узнала о нём гораздо позже, на сайте Подвиг народа, где мои дети нашли его послужной список. Он награжден двумя орденами Красного знамени и медалью «За отвагу». Мне было 67 лет, и я встретилась с отцом, которого не знала. Его стрелковая рота (51 человек) сражалась с батальоном немцев (500 человек). Он возглавил оборону высоты, лично уничтожив 5 фашистов. И дождался подхода частей Красной армии. На одного советского бойца приходилось 10 фашистов. И они выстояли! Об этом свидетельствуют скупые строки пожелтевшего приказа. Мужество этого поколения – неизмеримо!
Я очень благодарна моему отцу. За то, что приучал нас к труду, зато, что был примером доброго отношения к людям и к друг другу, За дисциплину и честь. Это же я старалась передать своим трем детям и девятерым внукам.
Т. Коткова
Дед прошёл парадом «Бессмертного полка» по Красной площади
Со своим дедом Михаилом Васильевичем Пушкаревым я «встретилась» в 2015 году в «Бессмертном полку». Низкий поклон томичам, впервые прошедшим в 2012 с портретами героев Великой Отечественной войны.
Я больше знала дедушку и бабушку со стороны отца. Про второго дела в семье не рассказывали. Это было как-то очень далеко. Я знала ФИО и видела орден в альбоме своей тёти Вали и несколько фото.
Готовя участие в акции своей образовательной организации, где работала замдиректора по учебно-воспитательной работе, решила вдохновить студентов своим примером. И открыла для себя сайт ПАМЯТЬ НАРОДА.РУ. Помню, как вбивала данные, не надеясь найти нужные документы.
То, что я увидела – обескуражило. Волна стыда за свое невежество залила душу. Мой дед – герой! А я этого не знала! Не знала его подвига и не рассказывала своим, тогда четырём, детям.
Текли слёзы, когда читала скупые строки приказов восковой 69-ой армии: «От имени Президиума Верховного Совета Союза ССР За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленное при этом доблесть и мужество НАГРАЖДАЮ ОРДЕНОМ КРАСНОГО ЗНАМЕНИ» в декабре 1944 г. и апреле 1945 г.
Мы узнали, что утром 4 декабря 1944 г. был бой, в котором, отражая атаку противника в районе боевого охранения 7 стр. роты, что южнее высоты 1-60.2. Пушкарев М. В. показал себя смелым и мужественным офицером. Где, будучи в полном окружении, правильно и умело принимал решения и командовал взводом. Лично уничтожил 5 немцев. Из них троих – гранатами. Стойкость его бойцов и личная храбрость дедушки сорвали внезапную атаку немцев численностью до батальона и отбросили его до исходного положения, оставляя убитыми и ранеными. У деда два ордена Красного знамени и медаль «За отвагу».
9 мая 2015 года я шла в колонне со своими студентами и коллегами на Красную площадь с портретом деда. Людская река текла от Белорусского вокзала по Тверской к Красной площади с 2 часов дня до 9 часов вечера. Могучая волна «УРА!» катилось по ходу движения. Несли портрет Сталина, портреты близких, рассказывали истории своих Героев. Я шла с двумя женщинами -детьми блокадного Ленинграда. Про них был снят фильм. Позже нашла его в интернете, но ничего не заменит живого общения со свидетелями этих событий.
На Красной площади, сидя на гостевых трибунах, меня ждала сестра, её муж и их двое сыновей. К семи часам мы встретились. Звучала песня «День Победы». Мы набрали номер мамы и я доложила по-военному: «Разрешите доложить, лейтенант Пушкарев Михаил Васильевич прошёл парадом «Бессмертного полка» 9 мая по Красной площади в Москве!»
Ком стоял в горле, текли ручьем слезы. Гордость за страну, благодарность всем завоевавшим для нас ныне живущих Победу, переполняла наши души. На том конце, в Екатеринбурге, плакала и его дочь, наша мама. Нынче с портретом прадеда пойдет мой пятый сын.
Н. Соболева, советник директора Свердловского кадетского корпуса им. капитана 1 ранга М. В. Банных
У незнакомого поселка, на безымянной высоте…
Когда в нашем лицее Екатеринбурга стали готовить праздничное мероприятие к 80-летию Великой Победы, я подошёл к папе и спросил: «Можем ли мы написать о моем прадедушке, потому что я видел у бабушки портрет в рамке, где под стеклом был прикреплен и орден «Красного знамени».
Папа, не задумываясь, сел за компьютер, ввел необходимые данные на сайт «Память народа», и у нас получилась про прадедушку книга.
В школе на доске повесили портреты близких, участников Великой Отечественной войны – родных одноклассников. И мы по очереди рассказывали про боевой путь своих героев.
Я очень волновался, особенно, когда рассказывал о подвиге моего прадедушки. Дома, когда мы с папой читали приказы и наградные листы, мурашки бежали по спине. Прадедушка ушёл на войну в 26 лет и прошел её всю. Бабушка говорила мне, что ещё он продолжил воевать в Японии и вернулся домой только в 1947 году.
Я представил зиму, высоту, которую оборонял мой прадед со своими товарищами, может, и ему было страшно, но он проявил мужество. Наши победили немцев! На одного советского солдата пришлось по 10 фашистов (их был батальон, а наших – взвод!). Но они не сдались! Выжили и удержали высоту до подхода основных сил, сорвав наступление фашистов.
Прадедушка был очень сдержанным человеком, как говорит моя бабушка. Его храбрость и его подвиг – пример. Я тоже тренируюсь, занимаюсь футболом, хорошо учусь и готов защитить свою семью, как и он. 9 мая мы принесем гвоздики, поставим фото прадедушки, и все вместе споем песню «У незнакомого поселка, на безымянной высоте». Он похоронен на родине, в Кировской области, под городом Уржум. Так мы и почтим его память. Благодаря его подвигу есть все мы.
Матвей Котков, ученик 2 класса лицея, г. Екатеринбург