-13 C
Сысерть
Среда, 28 января, 2026

Газета основана в октябре 1931 г.

ДомойОбществоКультураОсобое притяжение

Особое притяжение

Публикация:

Павел Петрович Бажов
Павел Петрович Бажов

Бажовская неделя началась у нас в области. И все, кто знаком с творчеством писателя, автором удивительных сказов, конечно, вспомнят его добрым словом и проведут встречи с гостями в памятных местах, связанных с его жизнью и творчеством. Будь то в Екатеринбурге, Сысерти, Полевском или у ближних соседей в Челябинской области, где есть свои уникальные места, напоминающие об Уральском Сказителе.

Со сказами Павла Петровича Бажова, его Дарёнкой, Хозяйкой Медной горы, Катей, козликом Серебряным Копытцем, Данилой-мастером и другими бажовскими героями я подружилась ещё в далеком сейчас детстве. Мы жили тогда временно в небольшом городке Сергаче Горьковской, ныне – Нижегородской области. Там были мои 5-6 классы. Были обычные школьные дни, уроки, знакомство с произведениями классиков литературы. И, помимо, с авторами различных повестей, в которых мы видели как реальность, так и ожидание какой-то новизны… А ещё, кроме только что купленной моим отцом новой книги П. Бажова с уральскими сказами, врезалась мне в память одна услышанная тогда же по радио постановка… Маленькая коробочка репродуктора транслировала её, перед праздником, в честь Дня Победы в минувшей Великой Отечественной войне. Передача сама посвящалась подвигу Александра Матросова, но «бажовский» налёт все же и в ней «прослушивался». Картинка такая из тех, девчоночьих воспоминаний: звучит по радио голос, молодой, парняцкий, под вальсовый разлив гармошки: «Моя подружка дальняя Как ёлочка в лесу. Ту ёлочку-уралочку Забыть я не могу… Давно ушёл я из дому, Но помню до сих пор Её совсем особенный, Уральский разговор…»

И совсем не предполагала я, что эта незатейливая песня (автора не знаю) в конце-концов послужит попозже толчком к познанию «особенного, уральского» разговора и ко всему, что будет связано потом с Уралом в моей жизни там, где Сысерть, Полевское, Богданович, наконец, дальний Североуральск или совсем другой город – Златоуст, – родина моей сослуживицы по редакционной работе…

Увлекшись с юности очерками и заметками Ферсмана о занимательной минералогии, захотелось мне узнать побольше как о самих «сокровищницах» рудного Урала, так и о простых мастеровых и деловитых людях его… И, кстати, это увлечение моё и интерес хорошо подпитала ещё одна радиопостановка – «Каменный цветок» или «Сказ о Хозяйке Медной Горы». Какой же притягательной силой обладали эти радиоспектакли, что не видя вживую героев бажовских сказов, ты всё равно ясно и ярко представляешь себе все картины действия будто наяву – куда там нынешним телешоу! Наверняка, мастерство актёров, невидимых, но слышимых до каждого вздоха, всё же влияло на восприятие и воображение сказочности… А чего стоил один лишь волшебный голос Марии Бабановой, выступавшей в роли Хозяйки! Притягивал, будто магнитом: «Чудится, не чудится – Хозяйка идет…», «Что, Данила-мастер, не даётся тебе чаша?». Этакий, я бы сказала, малахитовый голос, как и само платье Горной кудесницы… Не преувеличу, но многие девчонки моего возраста в то время впервые и услышали такие слова, как «прииск», «распадок», «друза», «горный хрусталь», «кайло», «жилка», ящерка горная, «орлец-камень», «штуф», «рудник», «завод»… Нет, мало кто из нас, тех бывших подростков, связали свою жизнь и работу с увлечением геологией или уральскими мифами и сказаниями, но любовь к Уралу, его красотам, иногда диким, таким сложным, таинственным, а чаще – добрым, с той самой неповторимой бажовской «живинкой в деле», все же остались… Пусть чаще и не совпали ожидания по профессиям.. А если уж прожить среди «горного делового люда», впитав сам дух и «седины» уральской старины и жизни, то чаще всего остаешься им верным навсегда. И разговору («беседе»), где слова как четкие весомые кирпичики, а конкретные фразы – обычно негромкие, ясные, без красивых речевых завитушек. Без этакой средне-русской привычной напевности и «яканья». Просто, как рублено, понятно, как от «деда Слыш-ко». Особенно в кругу обычных людей, работящих и верных мастеров-уральцев, почитателей и хранителей творческого наследия Бажова.

…Не просто только впитать в себя очарование стариной старой Сысерти – местом детских лет жизни Сказителя, а и на удивление сохранностью бережной Памяти о Нём. В любом деле, в любой вещи, любом ещё живом старинном доме, а не только в маленьком доме-музее Паши Бажова. А сколько вы услышите там замечательных историй от местных, всеми уважаемых, краеведов, считающих свой город «самым лучшим местом для жизни». Сколько исторических страниц вы пролистаете в библиотеках или в музейных помещениях старого Завода, переживающего сейчас «вторую молодость». Он тоже ожил вместе с переменами, с поколением новым, – юным, ищущим себя и приложение к делу, надолго, творений своих рук, ума, желания, памяти.

…Бажовские места, Сысерть, как бы к ней и её новоделам не относиться, все равно завоюют свои значимые «уголочки» в ваших сердцах и душах.. Как и пусть пострадавшая от новостроя, но все же любимая сысертчанами гора… Как неповторимый по природе своей Тальков-Камень, где вам встретятся и Полоз, и Таюткино зеркальце, и Бабка-Синюшка, да ещё впридачу – россыпи образцов минералов на вкус и глаз на выбор в лавочке «Малахитовой шкатулки». Увидите пышные розы или чёткость современного узора на знаменитом сысертском фарфоре, оцените вещицы и уникальные изделия местных умельцев и мастериц из Дома ремесел, верных давним традициям. Познакомитесь с удивительными людьми, любящими Сысерть и бажовские места, «охраняемые» Ящеркой с короной на головке: вон, видите, взобралась она на огромный валун в окружении современных домов, да посматривает изучающе на наши дни сверху (такой есть памятник в центре города, в небольшом сквере)…

Хороших тебе «бажовских» дней, не забываемая и мною Сысерть, новых славных историй и открытий. Рождения новых талантов на доброй сказочной уральской земле!

Нина Галеева, г. Сысерть.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь