Помните популярную песню Ю. Антонова: «Пройдусь по Абрикосовой, сверну на Виноградную»?. Видимо, он родился, рос или просто бывал в каком-либо южном городе, где есть улицы с такими названиями. Ибо сложно представить, чтобы где-нибудь в Воркуте или в Архангельске, да и в Екатеринбурге могла бы существовать улица Виноградная.
Как вообще даются названия улицам? Не говорю про давнишние времена, когда наши, сысертские, улицы получали имена немецких революционеров Розы Люксембург, Карла Либкнехта… или Ленина и Орджоникидзе.
В дореволюционное время если было на улице много кабаков – была она Кабацкая, за сеном по ней ездили – становилась Сенной и т. д.
Буквально 10-20 лет назад в Сысерти появилось много новых улиц.
Когда сообщаю, что живу на Московской улице, почти все таращат на меня глаза: «А это где?». Отвечаю – в Северном поселке в Сысерти. Так у нас там еще и Кремлевская улица есть. Правда, на ней до сих пор не бывала. Периодически на нашу тупиковую Московскую улицу заезжают «чужие» машины и водители с отчаянием пытаются выяснить, где тут улица Черемуховая, например. Мы машем в неопределенном направлении рукой – тут где-то. На днях решила наконец-то выяснить, где же она – улица Черемуховая или Гранатовая. И, конечно же, Кремлевская.
Сначала объясню, где улица Московская. Итак, едем по Красногорской до самой вершины горы и сворачиваем налево или направо, в зависимости от того, с какой стороны вы въехали в гору – со стороны железнодорожного полотна или со стороны автозаправки. Улица Московская – очень короткая, нечетная сторона заканчивается на цифре 19. А между домами 9 и 11 – переулок. Знаете, какое название у переулка, где всего-то 3 дома? Лунный. Красота, правда?
И вот тут, от этого переулка, начинается улица Рябиновая. Еду по ней и выезжаю прямехонько к забору, на котором большими буквами написано: ул. Кремлевская. Так вот ты какая! Она пересекает улицы Рябиновую, Титова, Гагарина: тянется, по сути, по старой высоковольтке. На ней заканчивается улица Машиностроителей. И от нее, по-видимому, начинается улица Черемуховая. Которая заканчивается переулком Гранатовым. И сама Сысерть тоже заканчивается.
И все-таки, как даются названия улицам? Кто их придумывает?
Отвечает главный архитектор Т. Ф. Шалина.
– Все эти новейшие улицы Сысерти получили название еще при горсовете, – отвечает она. – Поэтому не скажу, как происходил этот процесс. Но название часто привязывается к каким-то особенностям местности или расположению по сторонам света. В поселке Полевом, например, при мне присвоены названия улицам: Южная, Западная, переулок Школьный – все понятно. Или вот появился в Ключах новый микрорайон: мы обсуждали с местным главой, как там назвать улицы. Тоже все привязывается к местности.
– Нас не коснулось переименование улиц, когда в 90-х годах убирали из названий имена революционеров, например?
– Нет, и это хорошо. Ведь переименование улиц – это немалые финансовые затраты. Не только для властей. Но и для организаций, учреждений, предприятий, магазинов и т. п, здесь расположенных. Неудобства для людей, здесь живущих.
В Большом Седельникове есть переулок Фрунзе. Жители два раза обращались к властям, чтобы переименовать его в Победы или Жукова. Но, согласитесь, называть именем Победы или Жукова переулок в 3 дома по крайне мере несолидно. Мы убедили жителей не делать этого.
– А не было предложений назвать улицы именем людей, которые так много сделали для района в советские времена и которых уже нет с нами: Г. П. Грачевой, И. П. Романенко, Ф. В. Партина.
– С территорий такие предложения звучат. Когда там появятся новые улицы, это мнение населения будет учтено при присвоении им названий.
… Нет, я понимаю: Рябиновая, Черемуховая. Даже Московскую можно объяснить. В Екатеринбурге есть ул. Московская с Московской горкой. У нас улица с таким названием тоже расположена на горке – видимо, ее назвали по аналогии с Екатеринбургом.
Но почему Кремлевская? Я ничуть не против. Да и жители, хотя там живет пока 2-3 семьи, наверное, гордятся таким названием улицы. Все лучше, чем какая-нибудь 5-я Лесная улица или 8-я улица Строителей… Но почему Кремлевская?
