В любое лето: жаркое и засушливое или холодное и дождливое, как нынче, перед домом Марины Викторовны Зыковой – пышный цветник. Причем, практически все растения здесь в цвету с ранней весны до поздней осени. Первыми, как водится, зацветают мускари, примулы, подснежники и крокусы. За ними появляются тюльпаны и нарциссы. А дальше – не перечислить – цветут гвоздика турецкая, ирисы, пиретрум, иберис, ромашки разных цветов, дельфиниумы, эшшольция, которую даже выпалывать приходится, лилии восточные и азиатские, розы, анютины глазки, самых причудливых цветов льнянка… Важно, что цветы здесь не мешают друг другу, каждый, как будто зная свою очередь, появляется в определенное время. И в цветнике, благодаря этому, и пустующей земли нет, и всегда порядок.
Конечно, все не само собой получается. За этой красотой – каждодневный труд хозяйки.
– В детстве мы с родителями жили в квартире, – рассказывает Марина Викторовна. – И я с удовольствием бывала у бабушки в доме. Если меня там потеряли, значит я – снова на грядке. От соседей усы земляничные сквозь щели в заборе в наш огород забрались, я их аккуратно отрезала и посадила, чем очень удивила бабушку. Историй таких случалось немало. О своем огороде мечтала всегда.
В этом доме Марина Викторовна живет с семьей с 1997 года. Сначала арендовала предназначенное под снос здание, затем выкупила его. Умудрялась садить цветы и во время ремонта, когда кругом строительные материалы и плодородной земли практически нет.
– Выкопаю ямку, посажу цветок и огорожу кругом, чтобы случайно его не сломали, – продолжает она. – На месте нашего огорода детская площадка была, на совесть сделанная. Внизу, под небольшим слоем земли, которую уже мы завезли, – песок и щебень. Так что осваивала я территорию не быстро. И сейчас еще, если нужно какой-то куст или деревце посадить, копаю ямку, выбираю оттуда щебень, засыпаю перегной – он наготове в теплице в мешках стоит, и только потом сажу, что нужно. Поэтому и ко всем растительным остаткам очень бережно отношусь. Компостные кучи делаю и ямки копаю, складываю в них, что можно. Растет на компосте замечательно все. Сейчас сами сравнить можете: канны на компосте уже цветут, а на обычной грядке еще и не собираются. Еще один плюс растительных остатков – перегнивая, они дают тепло более длительное время, чем навоз. Конечно, если какие-то цветы отцвели, сразу же их обрезаю, поэтому и не мешают они друг другу. Полю, поливаю. Это лето нравится тем, что поливать много не приходилось, дождь помогал. А обычно с поливом из-за хорошего дренажа, про который уже рассказала, больше других вожусь. Соседи с ул. Комсомольской удивляются даже. У нас в огородах еще сыро, – говорят, – а ты уже поливаешь.
Конечно, за это время потерь было немало. И коровы все объедали, даже шиповник, который она считала 100-процентно надежным. И розы выкапывали – в самом начале из 24 только купленных оставили ровно половину. На днях вот опять одной розы не стало, хоть и не махровая была, но цвела очень обильно и практически беспрерывно. Хорошо, что одна веточка на месте осталась – видно, торопились воры, сломали кустик. Может быть, черенки приживутся, и сорт сохранится.
Какие цветы Марина Викторовна любит больше всего?
– У меня все – любимые, – говорит она. – Все радуют. И самые простые, скромные, ноготки, например, и капризные, требующие ухода. Однолетники выращиваю через рассаду, которой сажу очень много – и с сестрой потом делюсь, и с знакомыми. Многолетние растения и в магазинах, и на рынках покупаю. Не стесняюсь заходить к людям, если увижу в палисаднике какой-то необычный цветок. Прошу продать или предлагаю обменяться на что-то, или черенком поделиться. Отсюда и разнообразие сортов и видов. И не только цветов, кустарников тоже. Хорошо растут и цветут спиреи, чубушник, дрок, из семян вырастила форзицию, из черенков иву извилистую, туи и можжевельники. Посадила дубок и две голубые елочки. Иногда, правда, в результате получаю не то, что хотела. Купила на рынке желтый пион за 400 рублей, а вырос Марьин корень.
Когда появляется что-то лишнее, отдаю. Нынче, посадив георгины, оставшиеся клубни выставила в ящике на улицу и записку написала: «Заберите георгины». Разобрали все. Они, кстати, тоже уже зацвели. Набирают цвет гладиолусы, а там очередь – за очитками, астрами, хризантемами, декоративной капустой. Последняя, бывает, вытянется, я ее выкопаю и снова поглубже посажу. Она в отличие от многих растений заморозков не боится и долго украшает сад и огород.
Да, из-за дома не видно, но у Марины Викторовны и огород есть. В нем – столько цветов, что грядки с морковью, землянику, горох… не сразу заметишь. Зато не возможно не обратить внимание на дельфиниум, розы, клематисы, флоксы… Вдоль забора – несколько кустов крупноплодной малины, ирга, жимолость, яблоня, две теплицы и отапливаемый зимний сад. Здесь, в основном, и выращивается рассада, а сейчас живет лимон, уже настоящее деревце и сидят цветы в горшках. Сюда же на холодные ночи переезжают несколько растений томатов, посаженных в емкости размером с ведро. А виноград, наоборот, переехал из зимнего сада в открытый грунт. Экспериментировать всегда интересно. Нежданно-негаданно из косточек, выброшенных в компост и занесенных с ним в огород, взошли абрикосы. Марина Викторовна сеянцы не убирает. Возможно, и абрикосы свои когда-то попробует.
Из ее огорода можно отдельный фоторепортаж делать. Но сегодня речь – о другом. Если бы у каждого магазина и дома была хотя бы десятая часть таких цветов, что посажены у Марины, насколько красивее и уютнее стал бы наш город.
Любовь Рудакова
