6 C
Сысерть
Среда, 8 мая, 2024

Газета основана в октябре 1931 г.

ДомойОбществоЭкономикаХотели бы развивать животноводство, да земли не хватает

Хотели бы развивать животноводство, да земли не хватает

Публикация:

В хозяйстве Крецу
В хозяйстве Крецу
В хозяйстве Крецу
В хозяйстве Крецу

В хозяйстве Крецу В хозяйстве Крецу В хозяйстве Крецу В хозяйстве КрецуВ конце июня сысертцы Наталья и Леонид Крецу привезли домой страусов, которым вчера, 14 июля, исполнился один месяц.

Птица эта – очень интересная, но и выходить ее непросто. Нужно много знать, и Наталья с Леонидом прошли в Тюмени курс обучения. Страусы, например, пьют только кипяченую воду, нуждаются в витаминах, едят пока комбикорм для цыплят, в который добавляется сухая крапива, ракушка и мел. Свежая трава им не нужна, и не дай Бог, в еду попадет петрушка или укроп – птенцы погибнут. В восемь месяцев страусы начинают есть зерно (три кг в день): овес, пшеницу, ячмень. Морозов птица не боится, в загоне, – рассказывали тюменцы, – температура доходит порой до – 38 градусов, и все переносят ее нормально. Нужно только, чтобы под ногами у страусов был песок – и летом, и зимой, чтобы они не подскальзывались и не ломали ноги. Спрос на страусов в Тюмени большой (а сколько экскурсантов приезжает, чтобы просто посмотреть на них), Наталья и Леонид полгода стояли в очереди на птенцов. Птица эта, – говорят, – выгодная. Мясо страусов напоминает телятину. Кроме мяса, продается перо, кожа, ресницы, ногти – т. е. практически все. Яйцо страуса с очень прочной скорлупой (просверливается дрелью) весит до 1 кг 900 г. Если в него добавить один литр молока, можно накормить омлетом 20 человек.

Навоз за страусами чистить не надо. На зиму пол в сарае застилается сеном или соломой, весной все выгребается и из этого делаются грядки, на которых отлично растут кабачки. Их потом натирают вместе с морковкой взрослой птице.  Страусы-самцы ночами не спят, охраняют свою семью. У самца есть любимая жена, если ее отобрать, самец через три дня погибает. А вот пол у страусов определяется только в год, поэтому Наталья не знает, кого именно они купили. Но продавец (а вдруг все птенцы оказались мальчиками) помогает решить эту проблему, находит для них покупателей или, если птица не продается, приобретает ее сам, чтобы реализовать в будущем мясом. Кстати, взрослый страус стоит 250 тысяч рублей.

Эти новички – не единственная редкая птица в семье Крецу. Здесь живут куры Ла-флеш (мясо-яичного направления), у которых вместо гребней – красные рога. Выводимость цыплят у данных кур – низкая, только 60%, поэтому и стоит один суточный малыш 600 рублей. Но, несмотря на цену, любители птицы стараются найти (сейчас все адреса продавцов есть в интернете) породу эту – у Ла-флеш очень вкусное мясо и яйцо хорошее, цвет – коричневый.

Яйца бирюзового цвета несут куры Ауракана. Эти курочки еще молоденькие, в феврале из 30 купленных яиц (инкубатор у Натальи свой) вывелись 12 цыплят. В октябре-ноябре они должны начать нестись.

Карликовых кур Сибрайт покупают в основном для красоты, они даже известных бентамок меньше, а их яйцо бежевого цвета весит всего 30 г. И выводятся цыплята не очень хорошо, знакомая семьи из 15 яиц получила шесть цыплят. Куры эти очень дорогие, одна пара стоит 12-15 тысяч рублей, а инкубационное яйцо – 400 рублей.  У меня рука не поднимется, – говорит Наталья, – за такие деньги яйцо продавать.

Появились все эти редкие куры в семье сравнительно недавно, эпопея с живностью началась не с них.

– Лет 15-16 назад мы купили козу, – рассказывает Наталья, – самую простую. Но она плохо доилась, да и молоко оказалось не очень вкусным. Тогда и решили, что нужно искать хороших породистых коз. Сейчас у нас заанинские и нубийские козы. Заанинские – высокоудойные, но жирность молока у них пониже, чем у нубийских. У нубийских она до восьми процентов доходит. Еще одна коза – процентная: мама у нее альпийская, папа – нубийский. Она хороша тем, что и молока много дает, и жирность у него высокая, и стоит эта коза дешевле нубийской. Где покупали коз? И в Московской области, и в Нижнем Тагиле, и в Новосибирске (именно оттуда очень хороший нубийский козлик). Последняя – заанинская коза – приехала из Златоуста пару недель назад. Уже взрослая, около пяти литров молока в день дает.

Еще одна пара коз-камерунские карликовые. Наталья прочитала о них в интернете. Девочки вырастают до 55 см; мальчики – до 60. Рождаются по два козленка весом 360 г. Едят камерунские козы мало, молока дают до 1,5 л жирностью до пяти процентов.

– Муж говорит: «Давай их держать», но мне жалко с другими расставаться, ведь практически всех из козлят вырастили, – продолжает Наталья. – Вставать, конечно, приходится рано, в шесть часов я уже на ногах. Кормить всех, доить, выпускать в огород, загонять обратно, если погода плохая, снова кормить…

Куда столько молока? Люди покупают для детей, известно, что оно полезней коровьего. А еще Наталья делает из него творог и сыр. Для себя и по заказу постоянных покупателей.

– Первый раз попробовала сыр у Вероники Палагиной («Маяк» рассказывал об этой интересной семье), продолжает Наталья, – понравился. По ее совету заказала через интернет закваски Марине Каманиной, она все для производства сыров продает, и рецепты их приготовления присылает. Из пяти литров молока можно сварить 800 г адыгейского сыра. Но со сбытом проблемы, все-таки, есть. Хорошо расходятся только козлята, за которыми записываются в очередь заранее и приезжают отовсюду. Такая запись есть уже и на следующий год.

А еще Наталья и Леонид держат белых американских бройлерных перепелок (мясо-яичные) и кроликов разных пород: немецко-пестрый Строкач, Рекс, БСС (Большое светлое серебро), Венский голубой.

Где размещается вся эта живность, ведь усадьба семьи Крецу вместе с домом – всего лишь шесть соток. Огорода здесь практически нет, он стал выгулочной площадкой для животных.

– Хотим стать фермерами, – говорит Наталья, – в апреле начали обращаться в администрацию СГО с просьбой выделить нам земельный участок. Сначала откройте ИП, – ответили нам. Открыли. Ищите участок, – получили следующий ответ. Ищем, но ничего пока найти не можем. Стоят участки, не обрабатываются, но все они кем-то заняты. Будем продолжать искать. Всех имеющихся животных, кроме кур, мечтаем разводить на новом месте. И в том числе вьетнамских поросят, мраморное мясо которых с минимальным количеством жира очень ценится. Одна свиноматка у них приносит по 13 поросят. Мы их когда-то уже держали, но, взяв коз, отказались из-за недостатка места. Сейчас снова дали на них заявку. Планируем завести и овец, которых не нужно стричь. Они чисто белые с черными головами, достигают во взрослом возрасте 70-80 кг веса. Будет земля, заведем и гусей с утками.

Откуда у Натальи такое желание и, главное, умение держать животных, ведь это – тяжелый труд (мама, которой уже нет, была библиотекарем)?

– Родители этому всегда удивлялись, – сознается Наталья, – мама говорила, что это мне дано свыше. Помню, купили мы корову, я сразу села и стала доить. Никто не учил и не заставлял. Папа – Александр Иванович Поздеев – и сейчас нам помогает, ездит на мотоблоке, косит сено и привозит. Помогает в свободное время и дочь Регина. А в основном всем занимаюсь сама, у мужа – своя работа. Проблем, конечно, хватает: места мало, корма дорогие и сено недешево, но мне нравится этим заниматься. Надеюсь, что все у нас получится.

Л. Рудакова

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь