До недавнего времени в нашем городском округе ягодами никто не занимался в промышленных масштабах. Расхожая фраза: «Урал – зона рискованного земледелия», как тут бизнес на ягодах делать?!
Михаил Валерьевич Шкляр с этим утверждением категорически не согласен:
– Нормальная у нас зона для земледелия. Это понятие сильно устарело. Сегодня есть сорта под любой климат и агротехника под любой сорт. В Финляндии, где ничуть не теплее, спокойно выращивают клубнику. Да у нас в Тюмени отлично растут садовые сорта теплолюбивой фасоли и цветная капуста. У северных садов есть даже преимущество перед южными. Здесь нет столько вредителей. На юге стандартная химобработка полей – 36 раз за сезон. От болезней и насекомых. А у нас их убивают холодные зимы. Летом они просто не успевают восстановиться в большом объеме. Так что продукция северных садов еще и более экологичная.
Михаил Валерьевич – физик по образованию. В девяностые окончил физтех УПИ и успел немного поработать на оборонном заводе в Екатеринбурге. Но времена тогда были такие, что многим специалистам пришлось стать предпринимателями, искать себя в новом поле возможностей. А к фермерству подтолкнула дача.
Дача в Сысертском районе у семьи Шкляр появилась в нулевых. Именно на ней Михаил Валерьевич почувствовал себя земледельцем. А в 2013 году зарегистрировал крестьянское фермерское хозяйство. Да не простое, а плодово-ягодное. Первое в Сысертском городском округе.
На сегодняшний день М. В. Шкляр выращивает жимолость, клубнику, малину, крыжовник и смородину (черную, красную, белую). Всего его фермерские владения простираются на 200 гектарах, расположенных в Лебяжьем урочище. Это между Поляной и Абрамово. Но не вся земля еще освоена. Постепенно готовят новые площади, вводят в оборот. На некоторых некогда заброшенных сельхозземлях уже подлесок успел вырасти. Сначала на них зерновые несколько лет выращивают, только потом уже плодовые растения высаживают.
Первое поле с жимолостью 3,5 га организовали еще без полива. А нынче в начале августа жимолость посадят еще на 3 га. Здесь уже построен капельный полив. Добавляют и поле садовой земляники 2 га, тоже с капельным поливом. Вот малина растет в поле без полива, а осадков нынче было мало. Фермер считает, если бы сделали полив, собрали бы урожая процентов на тридцать больше.
– Здесь мои плантации считаются маленьким объемом, а по европейским меркам я бы был крупным фермером, – рассказывает Михаил Валерьевич. – В Германии среднее хозяйство – около 80 га. В Голландии – 10-15 га. Но там они со своих участков добиваются максимальной эффективности. А мы бьемся за минимальный урожай. С одинаковой площади, в Европе получают в 4-5 раз больше, чем мы.
Почему так происходит? Главной проблемой фермер считает отсутствие кооперации. Настоящей, эффективной. Нам не хватает технологий, а они стоят денег. В Европе мелкие хозяйства объединяются, организуя совместную переработку и сбыт продукции. Кооператив дает своим членам посадочный материал и технологию, а при необходимости и технику. При соблюдении технологии урожайность гарантирована. И урожай они сдают переработчику по взаимовыгодной цене. Для них это – стабильный сбыт.
– Я анализировал опыт разных стран, – делится М. В. Шкляр. – Самый малый процент кооперации фермеров – 75. А в некоторых странах он доходит до 90. Поодиночке не выжить. Посмотрите, из-за коронавируса некоторые вынуждены были закрыть бизнес, распродать имущество. Объединившись, мы имеем хороший шанс на успех и, уверен, многие у нас к этому придут.
В прошлом году он начал сбивать плодово-ягодную команду в кооператив «Аграрий». На сегодняшний день в кооператив вошли пять фермеров и три личных подсобных хозяйства. Пока «Аграрий» делает первые шаги, сотрудничество идет лишь по отдельным вопросам. Тем не менее, Михаил Валерьевич поделился своим опытом по выращиванию, подсказал, где брать посадочный материал.
– Одному не потянуть укладчик пленки, а мы его на двоих купили, – объясняет фермер. – Вместе покупали удобрения: чем крупнее партия, тем дешевле можно договориться. Плюс транспортные расходы делим. Наши ЛПХ нигде бы не смогли купить рассаду по цене, которая вышла, когда мы скооперировались.
Совместно можно заниматься и сбытом. Спрос на ягоду в стране высокий. Даже переработкой пока практически не занимаются. Более 90 процентов урожая уходит в сыром виде. В сетевые магазины, в розницу, на рынки Екатеринбурга. Хотя о перспективах переработки, в частности, заморозке, фермеры тоже задумываются.
Или вот пример взаимовыгодной кооперации. Пасечнику нужны медоносы, а ягоднику – чтобы пчелы опыляли его растения. Вот, выделил участок под небольшую пасеку.
Государственная поддержка зависит от субъекта федерации. В Свердловской области для плодово-ягодников она минимальная. Возможно, потому что таких хозяйств у нас раз-два и обчелся. За семь лет КФХ Шкляра получило 600 с небольшим тысяч рублей на закладку многолетних насаждений. В сорока километрах от него, в Челябинской области, поддержка на 1 га сада в 12 раз больше. И при равных стартовых условиях соседи значительно вырвались вперед. Неудивительно: коллега-фермер получил на развитие 53 млн рублей.
М. В. Шкляр сравнивал разные регионы России: в Калининграде поддержка в 6 раз больше, чем у нас, в Краснодаре – в три раза. В Тверской области, как у нас. При том, что налогообложение земледельцев везде одинаковое.
Но, в общем-то, он склонен не к тому, чтобы ждать увеличения государственной поддержки, а к объединению усилий единомышленников. Повысить урожай, а, значит, и увеличить рентабельность, помогут технологии. В них нужно вкладываться. То, что не под силу одному, могут купить совместно 5 или 10 хозяйств.
– Не надо фермеру работать в режиме многозадачности, это неэффективно, – убеждает Михаил Валерьевич. – Нужна специализация на конкретном участке производства продукта, нужны объединенные кадры и техника. Кооператив «Аграрий» готов принять в свои ряды не один десяток ЛПХ и КФХ Сысертского района. Тем, кому интересна стабильность и уверенность в сельхозпроизводстве, можно обратиться, мы все расскажем и определим план работы. Сельское хозяйство прибыльно, если с умом к делу подходить.
Можно сказать, плодово-ягодная отрасль у нас только начала свое развитие. Как знать, быть может, наши энтузиасты со временем сделают Урал еще и плодово-ягодным краем державы.
Ирина Летемина
