
В следующем году особо охраняемой природной территории (ООПТ) парку «Бажовские места» исполнится 15 лет. И этот объект с момента основания вызывал различные споры. Начиная с того, что вопрос: «Быть или не быть парку» решался несколько лет. Одни силы лоббировали его создание, другие тормозили.
Напомню, парк изначально занимал около 40 тысяч гектаров. В конце 2019 года в его черту вошло еще около 21 тысячи гектаров. За несколько дней до 2020 года было принято постановление правительства Свердловской области, утвердившее парк в новых границах. К слову, ни примыкающая к городу часть Сысертского пруда, ни лыжная база «Спартак» в границы парка не входят. Всю территорию, а сейчас кадастровые инженеры вносят на карты уточненные границы после расширения парка, примерно через месяц можно будет увидеть на публичной кадастровой карте.
60 тысяч гектаров использоваться будут по-разному. Примерно 10 тысяч гектаров – зона интенсивной рекреации. Это именно та часть парка, по которой ходят потоки из десятков тысяч туристов. Здесь и Тальков камень, и Верхнесысертский пруд. Самая большая часть парка – зона регулируемого туризма. Условно говоря, это территория грибников-ягодников. Самая маленькая часть парка (около 4 тысяч га) – зона ограниченного хозяйственного использования. Это – заповедник. Сюда посторонним вход запрещен. Да это и сама по себе труднодоступная территория.
Добавившаяся часть парка – 21 тысяча гектаров. Из них 7 вошли в зону регулируемого туризма 14 предназначаются для любительской и спортивной охоты и. Это общедоступные охотничьи угодья. До присоединения к парку лицензии на охоту в этой зоне выделял департамент животного мира Свердловской области. Теперь этим будет заниматься парк.
Для справки. С начала года природный парк «Бажовские места» возглавляет Илья Викторович Беспалов. Точнее, с 11 января его официально назначили директором. Фактически же он возглавляет парк в качестве «и. о.» уже несколько месяцев, с прошлого года.
И вообще Илья Викторович в парке – не новичок. Хотя с детства об этой карьере не мечтал.
Родом Илья из Щелкуна. И когда-то хотел служить в милиции. После школы пошел учиться в лицей МВД. Высшее образование получил по специальности «Юриспруденция».
Вскоре узнал, что в парке вакантная ставка юрист-консульта. Так, с января 2016 года Илья Викторович и трудоустроился в «Бажовские места». Теперь о другой работе даже и не думает. Что называется, прикипел.
Платный вход
Много копий сломано по поводу платного входа на Тальков камень. И было даже решение районного суда плату на входе не брать. Но в силу оно не вступило, было отменено областным судом. Ранее этот вопрос регулировался только на уровне области.
Теперь уже вышло постановление РФ по поводу посещения особо охраняемых природных территорий. И платный вход в парк с 2021 года закреплен на федеральном уровне. Правда, область еще должна подтвердить это условие, так как парки относятся к компетенции субъекта федерации. И сейчас в министерстве природных ресурсов разрабатывается соответствующий документ. Законодатель предусматривает плату именно за вход на особо охраняемую природную территорию. И не может тут быть поблажек «по прописке» для жителей муниципалитета. Граждане России имеют одинаковые права.
Правда от входной платы освобождены пенсионеры и дети до 18 лет, инвалиды, многодетные семьи и еще несколько десятков категорий людей. Примерно, половина посетителей. Посмотреть, являетесь ли вы льготником, можно на сайте парка. Плата за вход – 150 рублей. При этом неважно, приехали вы на несколько часов или остановились на несколько дней.
При формировании бюджета парка «Бажовские места» рассчитывают на то, что лишь 40 процентов финансирования будет идти из области, а 60% парк должен заработать сам.
Деньги нужны на бензин, содержание офиса и кордона за Емельяновым мысом, зарплату и налоги, обновление техники.
За бюджетные деньги парк должен выполнить государственное задание. Это патрулирование территории, зимний учет зверей, содержание троп, беседок, биотехнические мероприятия, экологическое просвещение.
Для справки. Парк ведет и водное, и наземное патрулирование. В идеале его бы делать ежедневно, 365 дней в году. Но в 2019 году выезжали 221 раз. А нынче пока есть средства только на 115. На 6 инспекторов 61 тысяча гектаров. Всего в штате 14 человек.
Рубка леса
Многих волнует вопрос, почему на особо охраняемой территории сохраняются арендаторы и ведется лесозаготовка. Официальный день рождения парка – 2 апреля 2007 года. Договоры аренды скором на 49 лет были заключены накануне создания парка. И закончатся они примерно в середине столетия. Закон обратной силы не имеет. Расторгать договор в судебном порядке – дело очень хлопотное. Даже чтобы внести небольшое изменение в договор, нужно пройти через арбитражный суд. Долго, дорого и далеко не всегда успешно. Работа в этом направлении ведется, но каждый год маленькими шажочками. В аренде в настоящий момент 60-70 процентов паркового леса.
Но даже когда закончатся сроки этих договоров. Лес нужно будет рубить. Санитарные рубки необходимы. Выполнять их будут те организации, которые выиграют аукционы.
Вопрос в плохом контроле рубок, в контроле лесовосстановления. Посев и уход, который арендатор обязан делать после рубок, дорогостоящий. А штраф за его невыполнение – мизерный. И потому арендатору дешевле штраф заплатить. И это уже вопрос не к сотрудникам парка или даже министерства – к федеральному законодательству. Напомню, орган, который принимает федеральные законы – государственная дума. Выборы ее депутатов пройдут в ближайшем сентябре.
Арендаторы в парке не проводят сплошную рубку, они имею право лишь на выборочную и санитарную. Хотя среди специалистов идут споры, какая рубка для леса менее безболезненная. Есть мнения, что после сплошной рубки, когда молодым деревьям ничто не затеняет солнце, лес растет быстрее. Тем не менее в парке лес все же сохранен лучше. На тех территориях, которые ранее были общедоступными, а затем были переведены в парк, ситуация более плачевная. Там сплошняком вырублены огромные куски леса.
Развитие туризма
В парке развивается инфраструктура для отдыха и туризма. Но не всем занимается сам парк – здесь тоже присутствуют арендаторы. Так, 15 домиков для отдыха, рассчитанных на 2-5 человек, делают приглашенные организации. Парк получает от этого арендную плату. Большую беседку на туристической поляне сделали за счет бюджета, а на мысу влюбленных – за счет платы посетителей. Сами сделали детскую горку, аншлаги, начали отсыпать тропу (11 километров) и завершат эту работу в этом году. На этой тропе уже оборудованы пять стоянок. Будет еще пять. Где-то беседки, где-то скамейки.
Нынче переделают кассу. Это приходится делать, так как по выходным скапливалась большая очередь желающих попасть в парк. К лету гостей будут ждать уже два кассира.
Охота
Несмотря на то, что парк увеличивали зоной для любительской и спортивной охоты, как раз многие охотники были противниками расширения границ парка.
Чего боялись противники расширения? Менять устоявшийся порядок? Непрозрачности в принципах выдачи разрешений на охоту?
Сейчас в парке завершается традиционный зимний учет животных. Бонитет – количественный показатель, отражающий качество природных объектов (в данном случае, животных). Это примерное количество голов на тысячу гектаров. И он у нас, в целом, не меняется. Лось, косуля – держатся на одном уровне. Кабана стало поменьше. Регулируют численность волка.
С августа на присоединенных к парку площадях откроется охота. На основе количества животных (по данным учета) потом дают квоту на охоту.
На остальной территории парка не просто запрещена охота. Здесь запрещено даже ружья расчехлять. Охотники понимают, что они находятся в парке по GPS, а некоторые, по старинке, еще и по квартальным картам. В зоне любительской спортивной охоты движение на транспорте разрешено. О конфликтах, когда охотников задерживали в неположенных для охоты местах, мы тоже писали.
О том, кто и как в итоге получит разрешение на охоту в парке, мы еще расскажем по факту.
А в целом парк «Бажовские места», и в особенности, Тальков камень, давно стал визитной карточкой Сысерти. Какие бы споры вокруг него не велись.
Ирина Летемина
