14 C
Сысерть
Суббота, 27 апреля, 2024

Газета основана в октябре 1931 г.

ДомойОбществоЭкономикаФеофанов – фамилия сысертская

Феофанов – фамилия сысертская

Публикация:

Александр Владимирович Феофанов
Александр Владимирович Феофанов

Я бы даже сказала, возвращаясь к заголовку этого материала, что это заводская фамилия. Замечала: когда речь заходит об Уралгидромаше, редко когда не мелькнет она.

– Феофановых в Сысерти немало, – соглашается мой собеседник, главный конструктор предприятия, А. В. Феофанов. – Но мы не всегда даже родственники. Фамилия появилась здесь вместе с закладкой города. Есть информация о том, что один из Феофановых плотину на пруду строил, но сведения не подтвержденные, вопрос еще надо изучать, в своей родословной покопаться. Ну, а то, что я машиностроитель в третьем поколении – это знаю точно.

Дед Александра Владимировича, Иван Васильевич Феофанов, пришел в механические мастерские подростком, после окончания начальной школы. Парень он был смышленый, да и школу отличником закончил. Учителя советовали родителям учить сына дальше. Но… Иван был в семье старшим сыном, а значит он должен был помогать отцу содержать семью. А посему проработал он здесь до армии 5 лет, стал хорошим токарем. Потом служба. После армии вернулся в Сысерть, начал работать в артели «Металлист». Но когда в годы войны на механическом заводе, а в 1942 году он был переименован в «Уральский завод гидравлических машин», стали осваивать военную продукцию, Ивана Васильевича позвали снова сюда, как большого мастера мехобработки металла.

В 1953 году после окончания школы на завод пришел его сын Владимир. Свою трудовую биографию начал с профессии модельщика. Отучился в техникуме. Работал в отделе технического контроля, в монтажном отделе, возглавлял технологическую службу в заготовительном цехе. В общей сложности трудился на «Уралгидромаше» 45 лет.

А 1 августа 1985 года после окончания Уральского политехнического института на завод пришел внук Ивана Васильевича, сын Владимира Ивановича – Александр Владимирович. И стал продолжением династии Феофановых-машиностроителей.

– В детстве я только на заводе себя в будущем и видел, – рассказывает А. В. Феофанов. – Мне было 6 лет, отец взял меня с собой на работу. На заводе готовились к какому-то испытанию, начальство все собралось, в том числе и директор В. Л. Лившиц. Посмеялись, конечно, все: вот, мол, помощник пришел. И вот этот момент – я в окружении заводчан, лицо директора – я до сих пор помню, как застывшее фото, как вспышку фотоаппарата.

После учебы в вузе на завод Александр не один вернулся, а привел еще и второго инженера-конструктора, свою жену! С Властой Станиславовной они вместе учились, после окончания института молодых специалистов направляли на «завод заводов» – Уралмаш. Другой бы за счастье счел работать на заводе с мировым именем, жить в миллионном городе, где все гораздо благоустроеннее, развлекательнее, веселее, чем в Сысерти, но…

– Я, как настоящий сысертский кулик, – смеется Александр Владимирович, – потянул жену сюда, в родной для меня город, на «Уралгидромаш».

Подхватываю его шутливое настроение:

– И что, Власта Станиславовна никогда не упрекала вас в том, что она «лучшие годы своей жизни провела в этом болоте»?…

– Никогда. Она приняла Сысерть.

Более того, Власта Станиславовна с первого дня прихода на завод после распределения в вузе и до сих пор продолжает трудиться здесь, сейчас – ведущим инженером-конструктором. Кстати, она-то как раз с самого начала стала трудиться по специальности. А Александр свою трудовую биографию начал технологом в механосборочном цехе № 3. На тот момент заводу очень были нужны именно цеховые технологи в основной выпускающий крупные насосы цех. О том, насколько он освоил новую для него специальность, говорит тот факт, что его пригласили преподавать без отрыва от производства «Технологию машиностроения» в Сысертский техникум химического машиностроения.

Представляете, каково было в 90-е годы обоим членам семьи работать на одном заводе, где по полгода не выдавали зарплату? А в семье росло двое мальчишек.

– Казалось, ну все – заканчивается терпение. Зарплату каждый день обещают, обещают и …каждый день не дают. Один с завода уволился, второй, третий. Поневоле запаникуешь в такой обстановке, – вспоминает Феофанов. –  Как-то в цехе вслух произнес: «Ну что, долго мы еще без зарплаты работать будем?» А рядом мужики стояли, я теперь понимаю – настоящие рабочие люди, отдавшие заводу не один десяток лет, благодаря таким завод и выжил, в конце-концов. Они и говорят в ответ: «Пока картошка в погребах есть, будем работать». Навсегда запомнил.

К работе конструктора вернулся Александр Владимирович после перехода в отдел механизации, где было свое конструкторское бюро. А в 1998 году ему предложили возглавить заводской конструкторский отдел, который он возглавляет вот уже 22 года.

… А потом пришел рынок, приватизация. Заводы стали принадлежать конкретным физическим лицам, в том числе и «Уралгидромаш». Не всем этим «лицам», которые к тому же и менялись, было интересно насосостроение, а то и машиностроение в целом. Отсюда и реструктуризации, слияния, переименования…

– Благо, что завод продолжает работать, кормит порядка 700 сысертских семей. У нас достаточно высокая белая зарплата, полный социальный пакет, – говорит по этому поводу Александр Владимирович. – А могли бы все вынести, распилить и распродать станки. Сделать большой логистический центр. Или был бы в Сысерти второй «Сима-лэнд».

К счастью, не случилось! И по-прежнему по утрам идут и едут сотни жителей нашего города на работу на родной завод. По-прежнему сверяем мы ритм нашей жизни с ритмом жизни «Уралгидромаша». Вот даже в этот раз: узнав о решении Президента РФ о предоставлении россиянам длинных майских каникул, сысертцы спрашивали друг друга – а завод тоже не будет работать? Не про администрацию СГО спрашивали – с ней все понятно, а про завод. С ним сверяли свое время.

В кооперации с направлением электрических машин на «Уралэлектротяжмаше» производит сегодня наш «Уралгидромаш» компоненты для трансформаторов, для высоковольтной аппаратуры, для элегазовых выключателей, конечно  насосы и гидротурбины. Но уже не просто насосы и гидротурбины., а гидромашины, агрегаты: насос плюс элекродвигатель, насос и гидрогенератор. Потому что потребители хотят получать не отдельно насос и отдельно двигатель к нему где-то на другом предприятии искать, а единый агрегат.

Директор по персоналу предприятия Е. И. Коновалюк сказала мне про Феофанова – это один из тех людей, благодаря кому сохранился завод. Александр Владимирович формулирует несколько по-иному: «Сохранение инженерной школы гидромашиностроителей – вот мой вклад, моя частичка в том, что завод существует».

– У нас сохранилась школа, мы готовы учить новых инженеров, – горячо говорит он. – Он молодой, выпускник вуза. Его нигде на работу не берут, потому что всем нужен с опытом. А мы берем и учим его, чтобы он стал настоящим специалистом.

– А приходят? Вот в ваш отдел главного конструктора когда в последний раз пришел человек на работу устраиваться?

– Вчера! – широко улыбается Феофанов. – Молодые люди приходят постоянно, но другое дело, что и уходит немало. Молодежь – она как барометр: какой-то сбой на заводе, задержка зарплаты, например, – и они уходят. Их можно понять: у них ипотеки, кредиты, платные садики. Им не скажешь – потерпите, пока картошка в погребе есть. Потому что банку за ипотеку картошкой не отдашь. Или другое: дети сейчас на гаджетах растут. Он еще в ясельном возрасте, а уже в клавиши компьютера пальчиками тычет. А потом вырастает и приходит на завод, где ему предлагают токарный или сверлильный станок. Конечно, ему неинтересно. Он хочет на станке с ЧПУ работать. А это значит, что оборудование на заводах надо быстрее менять. Но, тем не менее, пройдите по заводу – у нас немало молодых и в цехах, и в отделах. Это говорит о стабилизации ситуации на предприятии.

– Вы всю жизнь живете в Сысерти, только на время учебы в вузе покидали ее. Как она меняется, вам нравятся перемены, которые в ней происходят? И происходят ли?

– На мой взгляд, очень хорошо, что гостиницы появились, предприятия общепита. Набережную Сысертского пруда, исторический центр реконструируют – очень хорошо. Даже любопытно, как оно там все будет. Но никогда не соглашусь с тем, как наши власти поступили с автовокзалом. Ворота города, лицо города, автовокзал дорог жителям. Стоит в неприглядном виде – проданный, но вместе с тем как брошенный. Сломать легко…

– Есть ли у вас мечты?

– А как без них жить?! Интересные проекты! Новые люди! Молодые, с горящими глазами! Знаете, приходят на завод экскурсии школьников. Показываем им насос в компьютере в 3Д – проекции. Потом на 3Д принтере его печатаем. Потом они его в цехе видят. Вы бы видели их горящие глаза! Им интересно! Мечтаю о том времени, когда они придут молодыми специалистами на наш родной «Уралгидромаш», не растеряв тот блеск в глазах.

Надежда Шаяхова

1 КОММЕНТАРИЙ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь