Урал – не Краснодарский край. Выращивать у нас клубнику – дело экспериментальное. Но двуреченский фермер во втором поколении Сергей Васильевич Банных экспериментов не боится. Вот уже третий год он берется за непростой для Урала вид садоводства – клубнику.
Ранее много лет занимался выращиванием капусты и других овощей, а также изготовлением вкуснейших овощных салатов, которыми одно время даже пассажиров «Уральских авиалиний» потчевали. Но теперь С. В. Банных окончательно перешел от овощей к ягодам. Говорит, сразу всем заниматься хлопотно. А захотелось освоить новые культуры.
Из-за невиданной нынче жары урожай клубники пошел уже 2-3 июня. Сейчас ранние сорта отходят, а ремонтантные взяли передышку: вторая волна урожая начнется уже в середине августа и будет до осени. Тогда же будут и рассадой делиться.
Сладкая Брилла, кисло-сладкая Аргентера, суперсладкий Секрет, ремонтантные Вивара, Ирма, Мурана, Крапа 10, – уже нашли своих ценителей.
Нынешняя засушливая погода отразилась и на овощах, и на зерновых. Там наши земледельцы точно не досчитаются урожая. А как клубника? Она вроде бы любит солнышко.
– Клубнике не очень приятна большая разница температур. Днем у нас и до 40 доходило, а ночью – всего 8-10. Для ягоды это – стресс, – делится Сергей Васильевич.
Пробовали укрывным материалом агроспан 17 пользоваться.
Для справки. Агроспан 17 – самое легкое и тонкое полотно, которое укладывают прямо на землю. Накинутое в один слой, оно защитит растения от заморозков до минус 2–3 градусов, в два слоя — до минус 7 градусов.
Но при нынешних температурах под укрывным материалом ягода преет. Продуваемость снижается, а еще создается благоприятная среда для всяких мошек-блошек. Ну и в целом жаркая погода способствовала увеличению популяции клопов, цветоедов, жуков-долгоносиков, клещевой паутины…
А за неукрытой ягодой охотятся дрозды.
– Чем только не отпугивал их, признается С. В. Банных. – купил четыре динамика с криками сов, соколов. Но они уже через 2-3 дня к этим звукам привыкают и не боятся.
Так что с переменным успехом продолжается битва фермера с пернатыми захватчиками.
В целом, объем урожая он надеется сохранить на уровне 2020 года. Тогда была более крупная ягода, а нынче меньше, но слаще. И на чуть добавленной площади.
Сегодня клубничная плантация занимает 2,5 га. Нынче поставили забор по краю участка вдоль берега, собираются увеличить грядки еще на 1 га и на полгектара посадить малину. Приобрели японский бугрообразователь фирмы Кубота. Это позволит механизировать посадку. Агрегат делает гребень, укладывает материал и капельную ленту.
Думает Сергей Васильевич о том, чтобы переходить на так называемые балаганы. Балаган – это невысокий каркас из металлических квадратных труб, на которые натянута пленка. В отличие от укрывного материала, он продувается. В отличие от теплицы – это легкая конструкция. Он мобилен, может быть легко перенесен с места на место. Одна и та же культура не может расти долго на одной почве. Балаган позволит соблюсти севооборот и сохранять ягоду на новых грядках. Ну и от дроздов должен защитить.
В общем, все шаги фермеру-ягоднику приходится определять опытным путем. Это картошку на Урале столетиями выращивают. А тут и совета особо ни у кого не спросишь. Увидел, листочки на грядке цвет поменяли – обратился к знакомому частнику-лаборанту. Тот тут же экспресс-анализ почвы сделал. Определил, что не хватает магния и железа.
Окунувшись в новую для себя тему, столкнувшись с разного рода трудностями и научившись их преодолевать, Сергей Васильевич задумывается о том, чтобы разработать технологию. Чтобы если человек на Урале решил клубнику выращивать, то мог не на личном опыте шишки набивать, а приобрести эту технологию. Что-то типа франшизы.
А еще фермеру хочется, чтобы появились хорошие отечественные сорта клубники. Сегодня он выращивает итальянские ягоды, кто-то выбирает французские, голландские. Своих конкурентоспособных пока, к сожалению, нет.
Несмотря ни на что ягодная тема кажется ему интересной и перспективной. И у нег еще много идей по развитию своего дела.
Ирина Летемина