Прямо скажу: я не то, чтобы очень сильно мечтала о поездке на Алтай, точнее – в Горный Алтай. Что ни говорите, а у нас на Урале непредсказуемое лето, мало солнца и тепла, водоемы для купания не сильно комфортные – в смысле и температуры, и благоустроенности. Была бы возможность – наверное, выбрала бы море-океан с горячим песком под ногами и пальмами на берегу. Но теперь все дорого, далеко, непонятно…
Поэтому в длинные майские праздники мы с мужем поехали в Горный Алтай. Потому что сидеть дома безвылазно мы тоже не можем. В одном из турагентств забронировали автобусный тур. Это было 15 апреля, в последний день, когда еще работала система кэшбеков. Заплатили за путешествие картой «Мир», через неделю на эту же карту вернулись 20 % стоимости путевок.
Выехали в 8 часов утра. 2000 километров через города Тюмень, Омск, Новосибирск, Барнаул, Бийск. На следующий день ближе к вечеру приехали на место базирования. Это была база отдыха на берегу главной реки Горного Алтая (которая по-другому называется Республика Алтай) – Катуни в 20 километрах от столицы республики – Горно-Алтайска. Скажу сразу: ехали туда очень лениво. Остановки были почти через каждые 2 часа – то санитарные на заправочных комплексах, проще говоря – в туалет. То обедать, то ужинать в придорожных кафе. Если учесть, что женщин в автобусе было 33 (еще 7 мужчин), а кабинка на заправках чаще одна, то каждая остановка длилась 30-40 минут. На ужин вообще остановка была часовая.
База отдыха – это красивая, обихоженная территория: тротуары из плитки, скамейки, беседки с «видом на Катунь», цветники, деревья. Вечером все освещено. Часть из нас жили в двухэтажных деревянных домиках, часть, в том числе и мы, в гостинице на втором этаже здания, где на первом этаже – кафе, там мы питались. Номера в гостинице – очень приличные, выше турецкой «тройки»: даром, что база отдыха. Питание – очень, очень скромное. Хотя мы там только завтракали и ужинали. Потому что уезжали на весь день.
В Республике Алтай проживает всего 221 тысяча человек. В основном население занято животноводством. Везде, куда бы мы не ехали, по обочинам дороги видели пасущийся скот: табуны лошадей, коров, коз, овец. Причем, было ощущение, что их никто и не пасет. Опрокинешь голову, пытаясь увидеть вершину горы, а там на скалах буквально «висят» домашние козы. Да что козы? Случай: лезем на очередной экскурсии в гору, с палками, пыхтим. Полпути прошли – бац! – а там коровы. Как они туда поднялись?! Одна из женщин заявила: «Ну, если уж коровы сюда поднялись, то теперь-то я точно до вершины дойду». И дошла! Кстати, в Республике Алтай не видели ни одного пожарища. Это, наверное, потому, что пасущийся скот поедает всю траву. Она не превращается в сухостой выше человека – весной настоящий порох для огня. А вот ехали по Новосибирской области, Алтайскому краю – там везде вдоль дорог высокая сухая трава. Видели в нескольких местах пожары.
Есть мараловодческие фермы, где производят ценнейшее сырье для фармакологии – панты. А еще мед, кедровые орехи, лекарственные травы – все это производят и предприятия, и просто частники, жители республики. Тем более, что теперь есть кому все это продавать – нашему брату туристу. Каждый год в Горный Алтай приезжает более миллиона туристов: водники, альпинисты, пешие туристы, велосипедисты… А еще просто гуляющие туристы, как мы. Известно своей красотой озеро Телецкое. Мы до него не доехали: это от Горно-Алтайска еще 300 километров по плохой дороге. (Кстати, в Горном Алтае не купаются: реки, озера холодные). А до знаменитой горы Белуха (высота 4509 метров) проще добраться и вовсе на вертолете. Энтузиасты добираются.
Самый простой, освоенный и признанный туристический маршрут – в поселок, районный центр Чемал. Дорога тянется вдоль реки Катунь. И все пространство между рекой и дорогой застроено или сейчас застраивается турбазами, базами отдыха, кемпингами и т. п. Уже почти как на Черноморском юге: скоро свободного выхода к Катуни не останется. В Чемале можно посетить остров Патмос. Дойти от него по «козьей тропе» до Чемальской ГЭС. Полазить по горному ущелью Че-Чкыш. Везде красиво, необычно, даже головокружительно. И как везде в подобных местах бонусом идут горный родник, водопад, смотровая площадка…
Кстати, любопытнейший факт! Помните, Эдита Пьеха пела: «Расскажи-ка мне, дружок, что такое Манжерок. Может, это городок? Может, это островок? Дружба – это Манжерок! Верность – это Манжерок. Это место нашей встречи – Манжерок!» Так вот, по пути в Чемал вы будете проезжать через красивое село Манжерок, в котором в 1966 году проходил фестиваль дружбы советской и монгольской молодежи. И песня была посвящена именно этому событию и в первый раз исполнена именно на фестивале. А потом ее спела Эдита Пьеха. Вместе с ней «Манжерок» пела вся страна. Вот никогда бы не подумала, что Манжерок – это реальное место. И где? В Горном Алтае!
Чуйский тракт – это, конечно, легенда. Тянется он через всю республику до самой Монголии. Дорога очень хорошая. Кое-где ее ремонтируют, но это текущий ремонт. Мы проехали Семинский перевал, где длина подъема 9 километров, а спуск – 11. Ее высота над уровнем моря почти 1900 метров, но мы ее почти не почувствовали, лишь уши немного закладывало. А вот перевал Чике-Таман – это крутой горный серпантин. Едешь по нему: с одной стороны – ущелье, с другой – отвесная стена. От открывающихся перед глазами горных панорам просто захватывает дух. Красиво… до жути!
И вот тут для нас началось самое главное. Наш тур назывался «Алтай: цветение маральника». Это кустарниковое растение с сиренево-розовыми цветами. В Японии весной цветет сакура. На Дальнем Востоке все восторгаются весенним цветением багульника. Мы радуемся на Урале цветению яблонь и черемухи. А на Алтае это маральник. Он тут везде – в горах, в лесу. Одиночные кусты и целые заросли. За перевалом же Чике-Таман маральником покрыты все горы. Как ярким пушистым ковром! Едешь десятки километров вдоль гряды гор – а они все розовые, фиолетовые в зависимости от того, в тени они или на солнце. Просто невероятное что-то. Цветет маральник очень недолго – всего полторы-две недели. Так что на следующие майские праздники запланируйте себе поездку в Горный Алтай. Хотя, говорят, там красиво все лето.
Надежда Шаяхова