Проблемой катастрофического обмеления озера Щелкун заинтересовался уже и областной канал телевидения. На днях «Вести-Урал» показали сюжет на эту тему.
Жители села утверждают, что вода от берегов отошла местами уже на 200 метров. Более того, вода уходит из колодцев, из скважин, которые их владельцам приходится перебуривать.
Так в чем же все-таки причина и можно ли как-то помочь озеру, а значит, и жителям села? Авторы сюжета считают, что можно. Щелкун – это озеро, куда не впадает ни одна речка. Его питают только подземные источники, а также 3-километровый рукотворный канал из озера Боевское. Но несколько лет назад при строительстве газопровода этот канал почему-то был перекрыт, а затем «местные аграрии», как сказали в сюжете, и вовсе возвели на канале дамбу. Возможно, местные аграрии – это китайцы со своими теплицами. По крайней мере, так утверждают жители села. За время, пока вода не поступала в озеро по каналу, на дне образовался толстый слой ила, который, в свою очередь, закрыл подземные источники.
Ил на озере Щелкун – не просто ил. Это ценное органическое вещество – сапропель. Он может служить удобрением, а еще его используют в косметологии. Самое главное – добыча сапропеля регламентируется законодательством РФ. То есть нельзя просто по собственному желанию прийти на озеро и начать его чистить – это будет считаться нарушением закона.
Кстати, мне помнится, в 80-е годы прошлого века совхоз «Щелкунский» активно использовал сапропель в качестве удобрений: добывали его из озера и возили на поля. Говорили, что это органическое вещество можно даже добавлять в корм животным, например, коровам на фермах, что влияет на их продуктивность. Как уж там были построены отношения с Законом, – я не знаю. Но в одно время даже шла речь о том, чтобы создать предприятие по добыче сапропеля. Предприятие так и не появилось: возможно, как раз вмешался Закон. Кто знает, если бы его создали тогда, может быть, не оказалось бы озеро в таком плачевном состоянии.
Так что же делать? Заместитель министра природных ресурсов правительства Свердловской области Антон Сафронов говорит: надо списать запасы сапропеля – это 11,5 тысяч тонн – с баланса области. И тогда можно будет приступить к расчистке озера. Есть даже источник финансирования этих работ – национальный проект «Экология». Но это можно будет сделать не раньше 2024 года.
Почему только в 2024 – заместитель министра не объяснил. Нам остается только догадываться: мы же знаем, как «быстро» работают чиновники… А жители села боятся, что озеро до озвученной даты просто не доживет. При том, что еще и погода озеру не помогает – слишком мало дождей, слишком много жарких дней.
Подготовила Надежда Шаяхова.
На снимках: «Сима-ленд» под лозунгом «Спасаем озеро Щелкун» оборудовал на берегу уголок отдыха. Только кому он теперь нужен, если нельзя войти в воду?