-13 C
Сысерть
Среда, 28 января, 2026

Газета основана в октябре 1931 г.

ДомойОбществоКультураПарадоксы мандариновой Абхазии

Парадоксы мандариновой Абхазии

Публикация:

Встречать Новый год не дома, не в Сысерти, становится нашей привычкой. Два предыдущих Новых года мы встречали на Кавказе – в Ессентуках и в Кисловодске (очень понравилось!). В этот раз мы соскучились по морю и пальмам и …полетели в Абхазию. А так как в Гаграх, Пицунде, Гудауте и Новом Афоне уже были, то выбора не оставалось: Сухум, столица республики. Почему нет? Тепло, под ногами не снег, а асфальт, лететь не долго. И опять же относительно недорого – путевка на 7 ночей (включая ночь новогоднюю) с завтраками и ужинами, с трансфером из аэропорта и обратно (от аэропорта в Сочи до Сухума при условии, что на границе нет очереди, ехать 2, 5 часа) стоила 100 тысяч рублей на двоих. Плюс 8 тысяч рублей мы потратили на экскурсии, театр и подарки домой.
Ожидали, что погода будет поласковее, но что есть – то есть: в среднем 5 градусов тепла, то дождь, то солнце. После нашего отъезда, кстати, на Рождественскую неделю, погода установилась просто отличная – солнце во все небо и 10 – 13 градусов тепла. Нам досталось только 2 дня такой погоды – в день приезда и отъезда.
Зато отель – просто сказка. Новый, ему всего 5 лет. Каждый этаж расписан под какую – нибудь страну: у нас – Япония, под нами – Египет. И так далее. Всего 6 этажей. Есть лифт.
Еда – отдельная сказка. Шведский стол с огромным выбором (за неделю завтраков и ужинов я, любящая вкусно поесть, не успела все перепробовать!) и все вкусно. Всегда – фрукты: киви, апельсины, яблоки. Всегда – несколько видов пирожных. Три раза за неделю на завтрак давали канапе с икрой – чёрной и красной. На ресепшене стоит ваза размером с ведро с мандаринами – бери, сколько хочешь! Три раза наливали, хотя отель не работает по принципу «Все включено»): в день приезда – по бокалу вкуснейшего красного вина: это называется «комплимент» прибывшим. 31 декабря с утра всем наливали шампанского в неограниченном количестве бокалов, а 1 января с утра – водочки опять же в неограниченном количестве рюмочек. На мое удивление барменша широко улыбнулась: «Вы же в гостеприимной Абхазии…» Называется отель – Гаруда. Запомнили? Вдруг полетите в Сухум…
Здесь – почти Россия: русский язык везде, продукты в магазинах – те же, что у нас. Деньги – наши, наличные и на карте Мир. Цены – выше, чем у нас, при том, что средняя пенсия, например, всего 5 тысяч рублей. Как люди выживают – вопрос. Водитель, который вез нас из аэропорта Сочи, говорил, что люди живут в основном за счёт своих личных хозяйств – сами производят молоко, масло, сыр, яйца, мясо, тоннами растят фрукты и овощи, продают все это. Все так, как было у нас в 90-е годы, когда мы ходили в магазин только за хлебом, сахаром и водкой. Хотя нет, за водкой не ходили – сами гнали самогон, в том числе и мы с мужем. Все это было, было. Но… В часы пик центральные улицы 60-тысячного города стоят в сплошной пробке! И машины – то: не китайцы, не российские “Лады”, даже не Рено Сандеры или Ниссан Террано. Нет! Сплошь Мерседесы, Лексусы, БМВ, Тойоты… Возвращаемся вечером в свой отель вдоль ряда частных домов, около которых тесно припаркованы опять же Лексусы, Мерседесы, Порше, Сузуки, Ауди, Мазды, Jeepы, видели даже Мустанг и Бентли. Или японские минивены – праворульки, которые здесь используются как такси (с аэропорта нас тоже встречали на такой). Такой парадокс.

Вообще Абхазия производит двоякое впечатление: природная красота, буйная растительность – конец декабря, а есть цветы и цветущие кусты, красивые работающие фонтаны. Есть ухоженные районы, в Сухум – это часть набережной в центре города (бОльшая часть набережной разобрана – идёт капитальный ремонт), Театральная площадь, главная улица Сухума – проспект Леона, территория около здания администрации республики, Площадь Свободы, Парк Славы… И, кстати, здесь очень чисто. Мы видели: каждое утро десятки дворников метут, пылесосят, собирают в мешки мусор, листья.
И в то же время – много заброшенных и разрушенных зданий – последствия войны между Абхазией и Грузией 1992 – 1993 годов. Не восстановлено даже здание Совета министров, оно стоит, занавешанное огромным баннером – изображением здания. Баннером завешан отель «Абхазия» на набережной. Не восстановлен пассажирский порт, красивейший пирс с огромным рестораном среди волн. Когда гуляешь здесь, все время преследует мысль: как же красив был город в советское время! Когда и Грузия, и Абхазия были Советским Союзом, были города Сухуми и Батуми, в которых в десятках здравниц отдыхали у Чёрного моря советские люди.

И Ботанический сад, можно сказать, совсем заброшен. Хотя за вход туда надо платить, правда, небольшие деньги – всего 400 рублей. Но видно, что за ним совсем не ухаживают. Знаменитый Сухумский Ботанический сад теперь уже совсем не тот…

Или вот Сухумский обезьяний питомник, когда – то известный на весь мир. Честно говоря, боялась сюда идти: в интернете что только не пишут – что воняет тут невыносимо, что грязно, животные голодные, выглядят плохо. Что все это производит тягостное впечатление.
Но мы пошли. Рассказываю. Сухумский обезьяний питомник – это не зоопарк. Это Научно-исследовательский институт экспериментальной патологии и терапии. Здесь с 1927 года на обезьянах испытывали лекарства от страшных болезней – таких как полиомиелит, желтая лихорадка, сыпной тиф, гепатит, оспа, которые еще недавно для людей были смертельными. Здесь готовили обезьян для полёта в космос – и они слетали в космос! А ещё – говорят и пишут – здесь пытались скрестить человека и обезьяну, чтобы получить человека сильного, но тупого, с маленьким мозгом. Для работы в тяжелых условиях – в тайге, на севере, под землёй… Но не получилось – обезьяньи эмбрионы не приживались в человеческом организме. А может – получилось: сие нам неведомо, как говорил один из героев фильма “Карнавальная ночь”. Ещё интересно: для этих опытов нужны были и люди. Добровольцы. Говорят, желающих было!… Потому что платили добровольцам много.
До войны 1992 – 1993 годов здесь было около 2000 обезьян. Во время войны многие погибли под обстрелами, от холода и голода. Оставшиеся сотрудники спасали их, как могли. Часть обезьян отправили в Москву, часть – в Адлер. Говорят, жители Сухума забирали животных домой, чтобы спасти их от холода и голода. После завершения конфликта здесь оставалось 37 обезьян…
Сейчас около 400. По – прежнему ведётся научная работа. Но уже не сравнить с тем, что было при СССР.
Сюда на экскурсии приходят люди. В питомник ведёт крутой подъём по бетонным ступенькам. Вход – 400 рублей с человека. А ещё можно купить угощение для обезьян – в мешочке нарезанные яблоки, мандарины, хлеб. Все это стоит 200 рублей. И деревянная шашлычковая палочка – с руки обезьян кормить опасно, могут поранить вашу руку своими когтями.
Мы ходили по питомнику около часа. И знаете, что? У меня остались только положительные, позитивные эмоции. Обезьяны такие милые – и большие, и маленькие. Угощение с палочки берут осторожно, не жадно. (Мы подсмотрели – некоторые посетители их даже с руки кормят). Друг у друга не отбирают, не дерутся. Мы наобщались с обезьянками на сплошном позитиве!
Конечно, вид в целом питомника, как Научно – исследовательского института, который ещё недавно знал весь мир, удручает, печалит. Стоят 2, 3, 4-этажные пустые, полуразрушенные корпуса, в которых 40 – 50 лет назад работали сотни ученых. Говорят, когда сюда за опытом приезжали американцы, они, уехав к себе, создали в Америке 7(!) подобных питомников.

В городе много и заброшенных домов. Идешь по улице – один дом жилой, а рядом – заброшенный, поросший кустами, деревьями, обвитый лианами… Это дома уехавших после войны 1992-93 годов грузин. В многоэтажках есть такие же пустующие квартиры – с выбитыми уже окнами, разрушенными балконами. В ходе конфликта абхазцев с грузинами Абхазию покинули все грузины – а это ровно половина населения. Сейчас в этом непризнанном государстве проживает порядка 250 тысяч человек.

В парке Славы в Сухуме находится мемориал в честь погибших в грузинско – абхазском конфликте. Памятник на возвышении. Вокруг него – чёрные мраморные плиты с сотнями фамилий. А ещё маленькие надгробья на могилах погибших, захороненных прямо здесь. На них – имена-фамилии и годы жизни. Погибшим – от 20 лет и дальше…

Ну, и последний момент: что можно посмотреть, пребывая в Абхазии, в частности, в Сухуме? Прямо из отеля возят на экскурсии в Гагры и Пицунду, на озеро Рица и в Новый Афон с его умопомрачительной пещерой и монастырем. Можно съездить в Черниговку, чтобы походить по туристической тропе по ущелью, полюбоваться на водопады и горы. Ну, и любимая забава туристов в Сухуме – купание в настоящих горячих минеральных бассейнах. Есть вполне благоустроенные, есть дикие. Говорят, они сильно лечебные. Мы ездили просто купаться.

Про Абхазию говорят – “Страна души”. Не знаю про душу, но что Абхазия – страна мандаринов – это точно. Мандариновые деревья, мандариновая ёлка у Национального драматического театра, ваза с мандаринами при входе в отель, из которой можно есть этот фрукт – сколько хочешь. Даже в театре на стойке гардероба – пакет с мандаринами! Ешь – не хочу! (Как у нас – кабачки в конце осени!) В последний день, когда гуляли по набережной, заплутавшая, видимо, ещё с 31 декабря Снегурочка угощала нас и других гуляющих мандаринами. Так мило…

Когда заканчивается путешествие и пора возвращаться домой, сердце делится на две половинки. Одна хочет домой – к родным, друзьям, и даже к собаке с кошкой. Другая половина хочет ещё оставаться здесь – в тепле, среди пальм и эвкалиптов, слушать шум моря. И ты завидуешь немного тем, кто приехал сюда только вчера, и впереди у них целых 7- 10 дней безмятежности.
И уже дома, выглядывая за снежное и морозное окно, ты вспоминаешь, как ещё вчера сидел на лавочке под сочно – зелёными деревьями у фонтана, и девочка в чем – то красном весело гоняла голубей…

Надежда Шаяхова.

Фото автора.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь