3 C
Сысерть
Пятница, 3 мая, 2024

Газета основана в октябре 1931 г.

ДомойНовостиЧто общего между политиком и мухой?

Что общего между политиком и мухой?

Публикация:

Многие россияне не очень дружелюбно относятся ко всему американскому. С экрана телевизора мы порой созерцаем американское высокомерие, желание супердержавы командовать всем миром, лишенные духовности фильмы, прославляющие не лучшие потребительские качества людей.

Однако и поучиться у американцев есть чему. Особенно в организации государственного управления (местного самоуправления), прозрачности работы чиновников, непримиримости американского общества к коррупции.

В России тоже все громче говорят о том, что именно коррупция стала препятствием в развитии страны. Бороться с коррупцией призывает с московских трибун президент и премьер-министр. Раздали проект местной программы противодействия коррупции, разработанный муниципальной администрацией, и нам, сысертским депутатам.

Читала этот проект с недоумением: кто с кем бороться будет? Чиновники сами с собой? Для отчета перед вышестоящим руководством?

Меж тем в Америке накоплен замечательный – реальный, не бумажный – опыт этой самой борьбы.

Этого постоянного противостояния добра со злом. Действуют механизмы общественного контроля над чиновниками любого уровня. Механизмы эффективные, которые по блату не обойдешь.

Лариса Анатольевна КАВУН из Приморского края побывала в штате Огайо как раз для того, чтобы изучить местные способы борьбы с коррупцией. Она поделилась своими наблюдениями на одном из интернет-сайтов:

США, как и Россия – федерация. Решение многих важных для жизни населения вопросов отдано в регионы, в США их называют штатами. Практически все ключевые должности в США выборные. На уровне штата народ выбирает губернатора и вице-губернатора, – они и на выборы идут вместе, аудитора штата (наша контрольно-счетная палата), прокуроров, судей, сенаторов и законодательное собрание. В каждом муниципалитете, в соответствии с их уставами, народ выбирает депутатов в совет, судей, прокурора, аудитора. Уставы позволяют в некоторых городах и деревнях выбирать даже ловцов бездомных собак. А вот выборной должности мэра нам практически не встречалось. Мы посетили несколько муниципалитетов и везде нам сказали, что мэр должен быть хорошим экономистом и менеджером, поэтому их принимают на работу по контракту с местными думами. И, как нам сказали в думе Нью–Олбани: «Мы очень боимся, что наш мэр откажется работать у нас. Мы пользуемся его услугами уже 14 лет».

Для сохранения преемственности принимаемых решений, коллегиальные органы, такие как суды, законодательные собрания и муниципальные советы переизбираются не всем составом сразу, а частями. Раз в два года происходят выборы половины их состава. Через два года – второй половины.

Американцы говорят, что этот прием позволил им повысить качество работы коллегиальных органов. Каждый чиновник, приходящий на должность, обязан подать декларацию о своем финансовом состоянии на себя и на ВСЕХ членов семьи, проживающих с ним. Такую декларацию он подает ежегодно.

Это правило было введено в 70-егоды прошлого века. Поэтому никакого имущества или акций «вдруг» у чиновника появиться не может. Если же такой факт будет выявлен, административный кодекс штата предусматривает лишение полномочий горе-чиновника. Согласия депутатов для этого не требуется – это сделает сам судья.

Мы посетили несколько судов и прокуроров всех уровней: города, района и штата. Всем задавали вопрос: а как вы зависите от вышестоящих органов? Этот вопрос всегда вызывал недоумение, а отвечали на него так: «Мы зависим только от своих избирателей. Не дай бог не понравиться им. Карьера госслужащего тогда закончится». Еще больше удивил прокурор штата. Он сказал, что всего лишь дважды в жизни встречался с генеральным прокурором США, и эти встречи были в Верховном суде США. Прокурор штата защищал интересы своего штата от иска, предъявленного генеральной прокуратурой.

При всех законодательных органах создаются комиссии по этике. Каждый чиновник обязан раз в год подавать в эти комиссии отчеты обо всех подарках, стоимость которых превышает 50 долларов, фуршетах, обедах, посещениях частных фирм. Отчет требуется по всем вещам, которые стоят денег, но чиновник за них не платил.

И декларации о доходах, и декларации о «халявах» находятся в свободном доступе. Любой житель штата по первому же требованию получит всю информацию по финансовому состоянию любого чиновника и имеет право ее перепроверить. Губернатором штата Огайо являлся Боб Тафт. Это – внук 26 президента США, Вильяма Тафта. Очень уважаемая в Америке фамилия. Тем не менее, изучая его отчет, поданный в комиссию по этике, один журналист из провинциальной газеты увидел, что губернатор не указал того факта, что он 53 раза играл в гольф в престижном клубе города, расположенного неподалеку от столицы штата города Коломбос, и ни разу не заплатил за свои игры. Стоимость одной игры на этом поле – несколько сотен долларов. Журналист обнародовал этот факт в местной газете, потом заметку перепечатали многие газеты штата.

Судья штата возбудил административное дело. Губернатор пришел в суд, дал объяснения, что декларацию составляла его секретарша, дескать, виноват, не заметил.

Судья же был непреклонен: «Под декларацией стоит Ваша подпись, следовательно, ответственность лежит на Вас». Губернатор вынужден был признать себя виновным. Его оштрафовали. Судья порекомендовал Бобу Тафту принести извинения своим избирателям.

И губернатор разослал по электронной почте извинения всем гражданам штата и во все средства массовой информации. Извинения начинались словами: «Дорогие избиратели, извините, что я обманул вас….» Хочу отметить, что это было не решение, а лишь рекомендация судьи.

Карьера губернатора закончилась. В декабре 2007 года у него закончился срок полномочий. Он больше никогда не сможет претендовать ни на какую государственную должность. Все, кто знает губернатора, очень ему сочувствуют. Говорят, что Боб Тафт – человек не бедный и мог бы заплатить за свои игры, но… Потерял чувство меры.

А уж как бизнесмены воспользовались этим фактом! Кондитеры выпустили шоколадки нескольких видов: клюшки для гольфа, монетки с надписью «53 игры», футболки с надписью «Я сам плачу за свои игры в гольф».

Вообще, американцы так отладили контроль за доходами и делами своих чиновников, что все их действия видны любому гражданину. С 1994 года действует закон об «общественных записях». Это означает, что все нормативные акты, даже простые распоряжения, например, о закупе бумаги для депутатов, находятся в свободном доступе. Любой гражданин, зайдя на сайт, получит всю информацию о деятельности любого органа.

Также открыто работают и суды. Мне довелось побывать на заседаниях нескольких судов. Везде сидит секретарь, который на портативной электронной машинке стенографирует все реплики, произнесенные в судебном процессе. Лента из этой машинки с отпечатанным текстом поступает в прозрачный ящичек. В конце процесса представители всех сторон на ней расписываются. Параллельно ведется и аудиозапись процессов.

Правило одно и для мировых судов, и для муниципальных, и для судов штата и федеральных. Материалы дела также находятся в свободном доступе.

Итак, все органы власти и местного самоуправления обязаны быть прозрачными – это предписано законами штатов и муниципалитетов. Но ведь информации очень много, как понять: законно или незаконно действуют те или иные органы? Тут на страже стоят общественные организации и журналисты. Именно они читают и анализируют общественные записи и доносят их до населения.

Пример с журналистом провинциальной газеты я уже привела. Кстати, этого журналиста пригласили работать в газету штата. Его карьера пошла в гору за один год.

Интересный факт привели журналисты: на все запросы граждан и журналистов чиновники отвечают очень быстро. Так как если ответа не последует, общественность имеет право считать, что власти что-то там темнят. Наверное, чтобы погреть руки. За всю Америку не скажу, но в штате Огайо нет газет, учрежденных органами власти или местного самоуправления. Все СМИ – независимые.

А вот как работают общественные организации. Они анализируют общественные записи, сопоставляют их и печатают свои материалы либо в листовках, либо в газетах и обязательно рассылают по электронной почте всем членам своей организации. Мы побывали водной из таких организаций «Гражданские инициативы штата Огайо». Ее председатель Кетрин Туркен показала нам свои исследования различного рода общественных записей. Она сопоставила взносы, внесенные организациями и работниками организаций в выборные фонды того или иного чиновника, и итоги конкурсов на муниципальные заказы и заказы штата. Картинка получилась впечатляющая! Все видно: кто и зачем финансировал избирательную компанию чиновников. Кроме того, общественная организация делает экспертизы проектов законов на наличие в них коррупционных моментов.

Я спросила у Кетрин, как к ней относятся власти? Она усмехнулась: «Не любят они меня, зовут «мисс скандал», но я люблю аналитическую работу и буду ею заниматься и впредь».

Живет эта организация на взносы своих членов и гранты, полученные от различных организаций США. Членом организации является любой человек, перечисливший членские взносы в размере 10 долларов в год. Более 100 тысяч человек пожелали быть членами организации, анализирующей деятельность чиновников штата!

Налогов общественные организации в США не платят. Я спрашивала у вице- губернатора штата, у начальника полицейской академии: знают ли они Кетрин? Ответ был неизменным: «Да, знаем и очень ее боимся». У Кетрин растет дочь, ей уже 12 лет и она хочет быть «как мама».

Наши чиновники пока ничего и никого не боятся. Шуму о борьбе с коррупцией много, планов – громадье. А результат? Можно ли его достичь без прозрачности всех ветвей власти, без свободной прессы и без участия общественности?

Впечатляющий опыт, не правда ли? Мы же своими «мерами» пытаемся изобрести велосипед. Или просто бурно изображаем борьбу с коррупцией. Многие соотечественники понимают, к примеру, что очень эффективным средством против коррупции является декларация как о доходах, так и о расходах чиновника. Желательно публичная. Но почему-то отчетность о расходах никак не приживется на русской земле. А о доходах чиновники отчитываются «шепотом», исключительно перед контролирующей инстанцией, без обнародования.

Был сделан шаг в этом направлении: любой гражданин, совершивший крупную покупку, должен был отчитаться, откуда взял на нее денег. Отчитаться в налоговую. Од-нако эта норма действовала недолго.

Американская пословица гласит: «Что общего между политиком и мухой? Их можно прихлопнуть одной газетой». В русском языке аналогов такой пословицы нет.

Конечно, американский опыт в неизменном виде на русскую землю не перенести. Да это и ни к чему. Но кое-что заимствовать явно можно и нужно. А что думаете по этому поводу вы, уважаемые читатели «Маяка»? Как можно пусть не победить, но приструнить русскую коррупцию. Присылайте свои письма в редакцию (можно и по электронной почте).

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь