14 C
Сысерть
Суббота, 27 апреля, 2024

Газета основана в октябре 1931 г.

ДомойНовостиИз восьми кандидатов на главу

Из восьми кандидатов на главу

Публикация:

Как все начиналось

 В сегодняшнем номере мы продолжаем разговор о выборах от первого лица. От одного из кандидатов на главу СГО. Начало в N17 (от 12 марта).

Начиналось все довольно рутинно. Срок определенных законом полномочий главы под­ходил к концу. Избирательный кодекс Свердловской области четко расписывает, когда долж­ны состояться выборы, когда их следует объявить, по дням рассчитывается каждый шаг на пути продвижения к выборам (официально это называется календарным планом).

Областным кодексом и фе­деральным законом об изби­рательных правах граждан ру­ководствовалась Сысертская районная территориальная из­бирательная комиссия (далее ТИК), когда готовила на Думу Сысертского городского округа проект решения о назначении выборов на 1 марта.

За три месяца до дня голо­сования, 2 декабря, на засе­дании Думы депутаты приняли это решение единогласно. Да и как можно быть «против» или «воздержаться», если только так предусматривает закон?! Но формально именно Дума принимает решение о выборах главы. 4 декабря решение было опубликовано. Так официально стартовала избирательная кам­пания.

Горячая пора для ТИК. Ког­да комиссия пачками принима­ет решения, регламентирующие каждый вздох всех, кто прича­стен к подготовке выборов. И это еще относительно спокой­ное время. Время, когда нет кандидатов.

Выдвижение началось 20 декабря. В первый же день по­явился кандидат. Забегая впе­ред, скажу, что к Новогоднему празднику нас было уже пятеро. А к полуночи 14 января – часа, до которого было возможно выдвижение, – 12 кандидатов. Из всех 16 муниципалитетов Свердловской области, где на 1 марта были назначены выборы, это – наибольшее количество претендентов на мэрское крес­ло. Наибольшее количество претендентов осталось и после того, как выдвиженцы прошли «сито регистрации». Четверым в регистрации было отказано. Восемь ТИК решила включить в избирательный бюллетень.

Как происходит выдвижение, и почему могут отказать в ре­гистрации? Все исключительно по формальным признакам. Не могут выдвигаться те, кому до 1 марта не исполнится 21 год, а также недееспособные и осуж­денные за тяжкие преступления, если судимость не погашена до дня голосования. Если погаше­на – пожалуйста. К примеру, один из наших кандидатов, имел погашенную судимость… Весь перечень ограничений можно прочитать в уже упоминавшем­ся мной избирательном кодек­се или на официальном сайте нашей ТИК.

Для выдвижения не имеет значение ни обра­зование, ни про­фессия, ни пол, ни национальность человека. Инте­ресно, что мэром нашего российско­го округа мог стать даже иностранный гражданин, если он постоянно прожи­вает на территории СГО. На основании международных договоров Россий­ской Федерации, постоянно про­живающие у нас иностранцы имеют право избирать и быть избранными.

Закон преду­сматривает два варианта выдви­жения: когда чело­века рекомендует партия, и когда он идет на выборы по собственному желанию. В любом случае, выдвижение на­чинается с собственноручного заявления кандидата в ТИК о согласии баллотироваться.

Вместе с заявлением нужно предоставить целый пакет доку­ментов: копии паспорта, дипло­ма об образовании, трудовой книжки, заполнить табличку о своих доходах (требовалось за­декларировать доход за 2007 год и состояние банковских счетов на 1 декабря 2008 года) и имуществе (недвижимости, транспорте, ценных бумагах). Мне нужно было предъявить справку из Думы о том, что яв­ляюсь депутатом.

Сдав документы, кандидат в трехдневный срок должен от­крыть в банке специальный из­бирательный счет и уведомить ТИК о его реквизитах.

Взаимоотношения кандидата с банком – отдельная история. Об этом позже. Скажу лишь, что избирательная кампания совпала, во-первых, с новогод­ними каникулами, во-вторых, с реорганизацией сысертского отделения сбербанка. И то, и другое стало естественными трудностями, дополнительно свалившимися на команды кан­дидатов.

В период выдвижения ТИК работала все выходные без ис­ключения. Была ли в таком на­пряженном графике необходи­мость? Ведь в ТИК нужно было приносить справки, которые вы­давали конторы, отдыхающие в традиционном режиме.

С моей точки зрения, часть справок не несет никакой смысловой нагрузки. Для чего собирают эту информацию? Чтобы ТИК официально обна­родовала сведения о кандида­тах для избирателей. Потом в кандидатских газетах могут и «сказки» какие-нибудь расска­зываться. За их достоверность, по большому счету, никто от­ветственность не несет. Офици­альные же сведения дает ТИК, многократно их при этом про­верив.

Сдала я копию своего дипло­ма. Следом ТИК направляет запрос в Уральский государ­ственный университет. (Ну как в пешеходном переходе диплом куплен?!) Проверяет, действи­тельно ли я закончила в нем факультет журналистики. Такие запросы ТИК обязана напра­вить для подтверждения каждо­го документа. В налоговую, во­енкомат, банки, предприятия, акции которых кандидат указал в собственности, ГИБДД…

Информации порой на копей­ку, а суеты вокруг – на рубль. Так, например, с моими бан­ковскими счетами. Один счет – зарплатная карточка. Какой интерес знать, сколько на ней было в отдельно взятый день в году? О чем это может гово­рить? Другое дело – годовой до­ход. Конечно, к моменту моего выдвижения – 29 декабря, я уже и сама не знала, какая сум­ма числилась на счете 1 дека­бря. Чтобы узнать, обратилась в банк. Там посчитали. Заявила указанную сумму ТИК. Затем ТИК снова обратилась в банк, чтобы проверить эту сумму.

То же со счетом на 15 ру­блей. Ну висят они, чтобы счет не закрывать. Никому не меша­ют. Счет вдруг может понадо­биться. Не закрываю, чтобы не открывать новый, избавить себя от лишних очередей и оформле­ния бумаг.

Еще смешнее с моим «вау­черным» счетом. На заре де­мократических перемен дове­рила свой ваучер СКБ-банку и думать про него забыла. И тут вдруг ваучер дал о себе знать 77 копейками дивидендов в моем декларируемом дохо­де. При дальнейшем развитии событий обнаружилось, что ваучер был обращен банком в какое-то число каких-то акций, а для дивидендов без моего ве­дома открыт мой специальный счет, на котором накапало аж 1 рубль 46 копеек.

О ужас! О позор! Ведь зая­вив сведения о себе, я скрыла от избирателей еще один бан­ковский счет и набор акций, со­ответственно. О количестве ак­ций не знали и в банке, так как всем этим управляет инвести­ционная компания в Екатерин­бурге. И они там отказывались сообщить такую конфиденци­альную информацию по теле­фону. Предлагали приехать с паспортом. Только узнав, о ка­ких смехотворных суммах идет речь, смилостивились и наруши­ли служебную инструкцию.

А ведь ТИК, повторюсь, по каждому факту должна напра­вить официальный запрос и по­лучить официальный – на фир­менном бланке – ответ. Один бланк дороже стоит, не считая пересылки!

В целом же сведения о до­ходах и имуществе кандидатов – полезная информация. Еще бы наши избиратели умели гра­мотно ее анализировать и пом­нить во время кампании, чтобы не повестись на ложные слухи, мощно распространяемые аги­таторами того или иного штаба.

Обычно люди улавливают несоответствие доходов иму­ществу. К примеру, у кандидата Пономарева нет никакого дохо­да за 2007 год, однако он имеет «Тойоту» 2008 года выпуска. Читают о мизерных доходах не­которых кандидатов и понима­ют, что их водят за нос. Что не мог человек жить на этот самый официально указанный доход. Значит, потенциальный мэр не чист перед законом или живет на чужом иждивении.

На многое другое читатели не обращают внимание. Годо­вой доход говорит об уровне за­работной платы. Естественное стремление любого человека – улучшить свое благосостояние. Как бы ни горел мастер своим делом, перестанут платить зар­плату – уволится.

По официально опублико­ванной информации ТИК, до­ход действовавшего главы за 2007 год немного менее мил­лиона рублей. Потому, когда на этот пост стремятся люди с меньшим годовым доходом – логично. К примеру, кандидат В. А. Старков с годовым дохо­дом 512 тысяч не просто хочет решать социальные проблемы земляков, но и собственное по­ложение упрочить. Как и другие кандидаты, кроме одного. Вновь избранный глава Максим Пав­лович Серебренников имел в 2007 году доход более двух мил­лионов рублей. Вступив в долж­ность главы, он вдвое ухудшит материальное положение своей многодетной семьи. Ведь главе коммерческой деятельностью заниматься нельзя. Не говоря уж о том, что за это ухудшение нужно было еще и «заплатить» – вложить деньги на проведение самой избирательной кампа­нии. Поистине такой альтруизм не часто встретишь.

Другой пример. Прочита­ли избиратели в фальшивой «Сенькиной правде» о том, что Максим Павлович подарил мне фешенебельную квартиру в Екатеринбурге за несколько миллионов и думают: правда или нет! Во-первых, указанная стоимость много превышает до­ходы даже Максима Павловича. Во-вторых, все мои владения опубликованы ТИК: половина родительского дома и полквар­тиры, в которой много лет живу, – оба объекта в Сысерти. Све­дения предоставляются канди­датом в момент выдвижения (в данном случае, 29 декабря), затем ТИК получает официаль­ные подтверждения в юстиции (что явно произошло уже после новогодних каникул).

В общем, скупую таблицу сведений можно интересно ана­лизировать, хотя часть фактов – напрасная бумажная волоки­та. Но все эти формы требует закон. Почему-то не публикуют­ся сведения о судимостях. Ведь закон позволяет выдвигаться даже тем, кто находится под стражей, под следствием, кто имеет судимость по не тяжким преступлениям. Вор, к примеру, может выдвинуть свою канди­датуру. Закон позволяет. Но, на мой взгляд, обязательно долж­на обнародоваться эта инфор­мация. Пусть люди видят, что кандидат когда-то что-то украл. Если и захотят доверить ему управлять муниципальным иму­ществом и бюджетом, – пусть делают это с открытыми глаза­ми.

Итак, этап выдвижения, 12 участников. Что нужно, чтобы они приобрели статус зареги­стрированных кандидатов?

Если кандидата выдвинуло избирательное объединение – у нас таких было двое: Рощупкин от «Единой России» и Боро­вик от ЛДПР – им нужно было предоставить соответствующие партийные документы. Грубо го­воря, положения из партийного устава, указывающие полномо­чия, кто вправе принимать ре­шение о выдвижении, выписку протокола с того мероприятия, на котором это решение при­нималось. Собственно, о месте и времени конференции, на ко­торой будет выдвигаться канди­дат, должны были заблаговре­менно уведомить ТИК.

Самовыдвиженцы в под­держку своего выдвижения могут либо внести 90 тысяч ру­блей избирательного залога (на специальный счет), либо сдать подписи избирателей (не менее 455, но не больше 495).

Подробности о регистрации и причинах отказа в ней читай­те через неделю.

На снимке: столбы после выборов.

Продолжение следует.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь