6 C
Сысерть
Среда, 8 мая, 2024

Газета основана в октябре 1931 г.

ДомойОбществоЭкономикаИз подсобного хозяйства в туристическую индустрию

Из подсобного хозяйства в туристическую индустрию

Публикация:

 

Петрос Минасович Нерсисян
Петрос Минасович Нерсисян

21 августа «Маяк» в заметке «Бархатные рога» у Сысертского озера» анонсировал рассказ об оленьей ферме. Много лет назад она родилась на базе подсобного хозяйства Уральского завода гражданской авиации.

В 2018 году ее хозяйкой стала фермер Сона Арташесовна Даниелян, которая вместе с супругом Петросом Минасовичем Нерсисяном решили вдохнуть в убыточное хозяйство новую жизнь.

Исторически заниматься оленями здесь стали ради сбора пант – молодых оленьих рогов, которые в фармацевтической промышленности используются для производства лекарства пантокрин.

Для справки. Пантокрин оказывает стимулирующее действие на центральную нервную и сердечно-сосудистую систему. Входящие в состав пантокрина микроэлементы по количественному и качественному составу практически идентичны составу микроэлементов организма человека. Аминокислоты способствуют восстановлению белкового и углеводного обмена, нарушенного в результате перенесенного стресса или патологического процесса. Содержащиеся в пантокрине фосфолипиды нормализуют трансмембранный ионный обмен и оказывают стабилизирующее влияние на биомембраны.

Оленья ферма Оленья ферма Оленья ферма Оленья ферма Оленья ферма Оленья ферма Оленья фермаОт взрослого самца можно получить максимум 1 кг сырого материала (после подготовки для фармацевтов он в разы уменьшается) в год. Понятно, что это – удовольствие не из дешевых.  Заводчане долгое время в дела фермы не особо вникали и убытки особо не считали. А когда посчитали, то решили от этого хлопотного хозяйства отказаться:

– Ферма давала 13-15 млн убытков в год, – делится Петрос. Здесь воровали все, что можно было. Приписывали цены в ведомостях. Выносили корма для личных подсобных хозяйств. Частник себе такую экономику позволить не может. Пришлось наводить порядок. На плюс мы, конечно, пока не вышли, но хотя бы приблизились к нулю.

Родители Петроса приехали на Урал в девяностые. Обосновались в Екатеринбурге. Но сам он покидать солнечный Ереван не спешил. Отслужил в армии, затем восемь лет проработал в прокуратуре (у него три высших образования, в том числе – юридическое). В Екатеринбург молодая семья переехала в 2010 году. Здесь Петрос сразу окунулся в предпринимательскую деятельность. Но это был бизнес в мегаполисе: магазины, автосервис, парковка.

В 2017 году его супруга Сона стала фермером. Точнее, на нее оформили крестьянское (фермерское) хозяйство, а вообще фермерство – семейный бизнес. Все, что сумели накопить за годы предпринимательства, пустили на покупку оленьей фермы. Ферма для них не просто бизнес, да собственно, на бизнес она пока и не тянет. Петрос с детства любил животных. И, став взрослым, каждый год себе на день рождения кого-нибудь покупал. Когда уезжали из Еревана, пришлось устраивать распродажу попугаев. До сих пор в Ереване осталась пара павлинов, за которыми ухаживает его крестный. Покупка оленьей фермы родилась из этой же привязанности к животным.

В наследство к оленям достались два медведя. Один повредил лапу, был прооперирован, его сюда определил департамент по охране животного мира. У другого была подобная история. В общем, на воле они теперь не выживут. Вот и приходится ухаживать за ними. Хотя специалистов нет. Даже почистить в клетке медведя – целая проблема.

Оленья ферма Оленья ферма Оленья ферма Оленья ферма Оленья ферма Оленья ферма Оленья ферма Оленья фермаЕще молодым фермерам друзья подарили верблюда. Сами они развели здесь кур, уток и гусей, коз и овец, кроликов, свиней различных пород, коров. Ну а самым экзотическим приобретением стали страусы. 10 молоденьких африканских страусов приехали на ферму нынешним летом.

Получился целый зоопарк! К тому же большинство животных не в клетках содержится, а в вольерах. Те же олени и страусы спокойно подходят к человеку.

Фермерская деятельность тоже развивается: от самцов оленей получают панты, от самок – молодых оленят. Их охотно покупают другие хозяйства. Наряду с гусиными планируют торговать и страусиными яйцами. Намерены производить и мясо, и молоко.

Но параллельно супруги решили развивать и туризм. К этому подтолкнуло само заповедное место, где находится ферма. Сегодня есть три деревянных домика на берегу Сысертского озера, которые могут принять небольшие компании. У каждого домика своя банька. Есть прокат лодок.

Еще заводом планировалось построить трехэтажную гостиницу с рестораном, но стройка превратилась в долгострой. Здесь подвальное помещение хотели оборудовать под пантовые ванны. Чтобы не надо было ради них ездить на Алтай.

Для справки. Пантовые ванны — процедура в альтернативной медицине, с применением свежего водного экстракта из вываренных рогов марала. Показаниями к использованию пантовых ванн, по мнению сторонников этого метода лечения, являются заболевания сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата, мочеполовой системы, сниженный иммунитет и общая усталость организма.

Оленья ферма Оленья ферма Оленья ферма Оленья ферма Оленья ферма Оленья ферма Оленья ферма Оленья ферма Оленья ферма Оленья фермаПетросу эта идея нравится. Тем более, что есть уже коробка здания, подведены трубы для тепло и водоснабжения, водоотведения… Но, даже по самым скромным подсчетам, на достройку потребуется около 10 млн рублей.

Так что, пока решают более мелкие задачи. Построили горку, качель для детей, теплую беседку. В прошлую зиму, когда они только приступили к приему туристов, за январские каникулы у них побывали около 2 тысяч туристов. Нынче с 1 по 8 января приняли уже около 10 тысяч человек.

Сона встречает гостей чаем и кофе, Петрос жарит шашлыки, используя для маринада свои травки и секреты. Ничего сверхмудреного не делают, но в их животный мир и радушную обстановку люди тянутся. Чувствуют, что не хватает помещений, поэтому за лето достраивают еще одну беседку попросторнее.

Территориально ферма расположена в Сысертском районе. От нее до Верхней Сысерти – от силы 30 км. Но это – непроезжая дорога. По крайней мере – около 10 км непроезжей дороги. Поэтому из Сысерти попасть в нее можно через Полевской и Челябинскую область. Ехать около 140 км. И на сегодняшний день основной туристический трафик из Снежинска, до которого всего 20 км. Приезжают и из Полевского, до которого 45 км.

– Если отсыпать щебнем и прогрейдировать проблемный участок, это бы подтянуло туристов не только к нам на ферму, но и к другим домам и базам отдыха Верхней Сысерти, – убежден П. М. Нерсисян. – Предлагал даже другим предпринимателям скинуться. Но никто не согласился, а одному мне это не потянуть.

Дорога – это проблема развития туристического направления. Есть и те, что связаны непосредственно с фермерством:

– Я теперь понимаю, почему закрываются фермерские хозяйства, – признается Петрос. – Не хватает средств для развития. Мне приходится вкладывать средства из других своих бизнесов. Но это ненормально. Несколько раз мы пытались получить кредит в Россельхозбанке, который, казалось бы, должен поддерживать селян. Увы, понимания не нашли.

Сначала просили деньги на страусов. Один такой красавец стоит 50 тысяч рублей. Отказали. Купили на собственные средства. Теперь вот стоят перед дилеммой: то ли строить теплый дом для страусов – иначе они зиму не переживут, то ли закупит корма на остальных. Все-таки без кредитов под низкие проценты сельскому хозяйству развиваться сложно.

Еще одна проблема фермеров – все их большое поголовье находится на земле на птичьих правах. Здесь лес. И земля у фермера даже не в аренде, а в субаренде. Они просят участок в аренду, но лесники откликнуться не спешат.

Тем не менее, супруги верят, что сумеют преодолеть все преграды. Они не боятся работы и надеются, что их идея будет оценена и поддержана. Нынче со своим проектом они выступили на стенде Свердловской области на Иннопроме. Ну а уж при поддержке оленья ферма «Бархатные рога» сможет стать настоящей изюминкой Сысертского района.

Ирина Летемина

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь